СЕРГЕЙ КАЛЕНЮК, НИКОЛАЙ ЛОМАКО. «ТЕРРАФОКСЫ И ДРУГИЕ ЛИСИЧАНЕ» (выпуск 44)

«История и краеведение Донбасса» (выпуск 386)

Книга «Террафоксы и другие лисичане» Сергея Каленюка и Николая Ломако. Лисичанск. ЧП «Принтэкспресс», 2010 год, тираж 200 экз. В этой книге читатель узнает о террафоксах, первыми заселивших лисичанские кручи, которые ошибочно называют Сокольими горами, и о казацком прошлом

 Верхнего,о роли Григория Капустина, Леонида Лутугина и Дмитрия Менделеева в истории Лисичанска, о лисичанских корнях Петра Войкова, чьим именем названы десятки заводов, шахт, улиц, нечто новое о писателе Петре Северове, поэте Владимире Сосюре и его друге – лисичанском художнике Илларионе Горохе. Книга будет интересна тем, кто не равнодушен к истории своей малой родины – Лисичанску. Книгу представляет библиотека «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» совместно с авторским проектом Александра Мазана «История и краеведение Донбасса». Автор публикации позволил себе некоторые редакторские правки, в целом сохранив стилистику авторов…

(начало – в предыдущих выпусках)

 

МЕНДЕЛЕЕВ В ЛИСИЧАНСКЕ (часть 5)

…Не менее интересной с технической точки зрения была добыча и транспортировка соли на тот же «Донецкий содовый завод» из месторождения «Карфаген» за 35 верст (верста – русская мера длины, равная 1066,8 метров – прим. Александр Мазан) от Верхнего, где располагался завод. Было заложено 30 буровых скважин, в которых закачивали воду из Северского Донца, а насыщенный раствор соли затем откачивался рассолопроводом из десятидюймовых (диаметр около 250 мм) чугунных труб непосредственно в аппараты для переработки. Рассолопровод с промежуточными железобетонными резервуарами и насосными станциями, для электропитания которых было впервые в Донбассе установлено линию передачи трехфазного тока напряжением в 20 000 вольт, был одним из наибольших сооружений подобного назначения.

Стоит хотя бы вкратце вспомнить об одной из нереализованных идей Дмитрия Менделеева в Донбассе. Ее великий ученый озвучил после посещения Лисичанска. В записной книжке ученого появляются заметки о возможном применении здесь подземной газификации угля. В «Будущей силе, покоящейся на берегах Донца» Менделеев писал: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать прямо в земле в окись углерода в особых подземных генераторах и этот газ выводить и развозить далеко…». В 1933 году в Лисичанске на «Станции «Подземгаз» получили сотни миллионов кубических метров газа и первый опыт газификации маломощных угольных пластов. Этот опыт использовали и развили в Подмосковном угольном бассейне в России, где разработчикам проекта газификации угля  вручили Сталинскую премию. В Советском Союзе планировалось широко развернуть работы по подземной газификации угля не только в Донбассе, но и в Кузбассе (Россия) и даже в Арктике. Работы приостановила Вторая мировая война.

Сейчас газификация углей находит все большее применение в Китае. К китайскому опыту присматриваются и в других странах. Сегодня, когда цена природного газа неудержимо растет, об этой идее Дмитрия Менделеева вспомнили на ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот», где начали прорабатывать проект получения синтез-газа для производства химической продукции из недавно открытых месторождений угля на севере Луганщины (авторы глубоко ошибаются, т.к. на севере Луганщины угля никогда не было и не будет, а месторождения угля были открыты на севере Донбасса, т.е. в Лисичанском каменноугольном районе, северной точкой которого были левобережные месторождения, на которых работали «Шахта «Кременная-Восточная» и «Кременная-Западная» в районе нынешнего города Кременная, от которой до севера Луганщини – более ста километров – прим. Александр Мазан).

Промышленный Донбасс, в том числе и Лисичанск, стали таковыми благодаря той силе, «покоящейся на берегах Донца», которую пробудил Дмитрий Менделеев. Заслуг ученого в развитии угледобычи, металлургии, химии, транспорта и иных технологий в Донбассе переоценить невозможно.

Города Рубежное и Северодонецк, выделившиеся из Лисичанска, в конце концов, также обязаны Дмитрию Менделееву. В этих городах имеются улицы имени великого ученого. А когда в 1950 году стремительно развивался «Лисичанский химкомбинат» (ныне – «Северодонецкое объединение «Азот» — прим. Александр Мазан) и поселок при нем, его потребовалось как-то назвать, ведь «Лисхимстрой» — всего лишь сокращенное название строительной площадки  (авторы заблуждаются, т.к. «Лисхимстрой» — название не «строительной площадки», а название строительного треста, который был генподрядчиком в строительстве «Лисичанского химкомбината» — прим. Александр Мазан), то среди вариантов названия поселка был и Менделеевск. Однако тогдашние власти утвердили название Северодонецк. Но, актуальность названия «Менделеевск» остается. Вплоть до 80-х годов минувшего столетия появлялись предложения объединить промышленный химический конгломерат Лисичанск-Северодонецк-Рубежное – в единый город с именем Менделеевск. Возможно, эта идея будет реализована.

Как ни странно, в самом Лисичанске улицы с именем Менделеева нет. Есть улицы ОГПУ, Чекистов и отдельных руководителей этих организаций, есть улицы, названные в честь революционеров разных стран, имеются улицы МЮД, 25 лет РКП (б), 39 лет Октября и другие смешные и страшные , которые когда-то, наверное, считались актуальными. Но, улицы, названной в честь великого ученого мирового уровня, который непосредственно причастен к развитию Лисичанска и Донбасса, в Лисичанске нет!..

(продолжение следует)

 

Anet Kotelnikova (БФ Rodnoy Kray) и Александр Мазан, 9 декабря 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *