Город
К 25-й годовщине вывода советских стран из Афганистана
«ВЗРЫВ ФУГАСА»
«ЛД» продолжает публикацию материалов о погибших в Афганистане воинах из Лисичанска. Сегодня предлагаем вашему вниманию короткий, как жизнь этого парня, очерк В. Гринчукова из известного сборника «Луганщина помнит своих героев» (стилистика автора сохранена) об уроженце Приволья Викторе Чечеле.
Его родной город имеет красивое и романтическое название – Приволье. Несмотря на свои неполные 20 лет, Виктор Чечель немало поколесил по родной стране. Теперь он навечно прописан там, где родился и вырос, — в городе Приволье. За его могилой на городском кладбище ухаживают его родители – Людмила Корнеевна и Леонид Иванович, его память чтут земляки-привольняне. А колесил он по родной стране не как турист. После окончания восьмилетней школы, где характеризовался как учащийся, ничем особо не отличавшийся, поступил в П-Володарский сельскохозяйственный техникум по специальности «агрономия». Закончил его, получив специальность агронома, в 1985 году, почему и был призван на действительную военную службу почти в двадцатилетнем возрасте – позднее своих сверстников. Начальную военную подготовку прошел во время учебы в техникуме. А призван в армию был Пошехонским райвоенкоматом Ярославской области, куда получил направление на работу. В ноябре 1985 года по специальности «механик-водитель» (сопутствующая специальность техникумовскому образованию) был направлен на место службы в военную часть п/п 71176 в Афганистан. Почти два года службы в армии закалили волю Виктора Чечеля, выковали характер, превратили его в настоящего мужчину и воина. Они четко определили границы между правдой и ложью, между понятиями «друг» и «враг», выработали особую потребность взаимопомощи.
Службу Виктор Чечель начинал рядовым, а закончил в звании гвардии младшего сержанта. Да, собственно, он ее и не заканчивал. Ибо окончание службы в армии предполагает переход человека в новое качество – на гражданку, а Виктор так и остался гвардии младшем сержантом навсегда.
Это было 21 июня 1986 года в районе горного ущелья Шиннарай провинции Кандагар. Действуя в составе отряда обеспечения движения воинских караванов, старший водитель-механик Чечель проверял маршрут на наличие мин. Внезапно машина содрогнулась от оглушительного взрыва. При подрыве на мине водитель рядовой Чечель получил ранение. Преодолевая боль, он не покинул машину и продолжал обследование маршрута. Вскоре ему была оказана первая медпомощь, и он был эвакуирован в безопасное место.
Из приказа командования: «За мужество и отвагу, проявленные в бою при исполнении воинского долга на территории ДРА, достоин награждения медалью «За отвагу». 21.06.86 г. Награда нашла героя в январе 1987 года. После награждения медалью теперь Виктор Чечель, уже гвардии младший сержант, принимал участие в 3 боевых операциях и 14 сопровождениях автоколонн в составе инженерно-саперной роты.
20 марта 1987 года во время ведения боевых действий в районе горного ущелья Апушелла у населенного пункта Шиннарай провинции Кандагар гвардии младший сержант Чечель участвовал в составе отряда обеспечения движения. В ходе ведения боевых действий постоянно проявлял разумную инициативу, грамотность, смелость. При прохождении горного ущелья БМП Виктора был подорван мятежниками на фугасе. В результате подрыва гвардии младший сержант Виктор Леонидович Чечель погиб. За проявленное мужество и героизм Виктор Чечель был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Вечная память о Викторе поселилась в селе Рыбянцево Новопсковского района Луганской области, где проживает жена Виктора Линика Ивановна Чечель. Для нее, как , впрочем, и для всех, знавших Виктора, он навечно остался в памяти молодым, веселым и приветливым парнем.
ЧЕЧЕЛЬ Виктор Леонидович, родился 5 ноября 1965 года в г. Приволье Луганской области. Младший сержант. Погиб 20 марта 1987 года. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды (посмертно).
В.Гринчуков,1994 г. «Луганщина помнит своих героев», Луганск,2011 г.
Примечание «Своего Взгляда». В эти дни исполнилось 25 лет со дня гибели Виктора Чечеля. Этот печальный юбилей заставил задуматься: неужели эти скромные строки с непонятным для военного человека текстом – все, что осталось потомкам от героически погибшего за чьи-то интересы привольского парня? Неужели эти ребята, сложившие свои головы на чужой нам земле, не заслужили более внимательного отношения к памяти о себе?Неужели нельзя было сделать материал в «Новом пути», показать сюжет по «Акценту» вместо тупой рекламы турецкого исподнего белья, неужели нельзя было городской власти побывать на могиле воина, посетить семью, поинтересоваться, как живет его жена 25 лет спустя гибели мужа, в чем нуждаются родители, всю жизнь отдавшие «Шахте им. Г.Капустина»? Или будем ждать следующего печального юбилея? На мемориальной доске памятника привольцам, погибшим в Великую Отечественную, значатся 4 фамилии Чечель. Один из них – Чечель И.Г. – вполне мог быть дедом Виктора (отца зовут Леонид Иванович). Да и другие могли быть родственниками. Может надо подумать о каком-то едином мемориале, где рядом с именами погибших в ту войну, будут и имена их внуков, погибших в Афгане, имена горняков, а их в Лисичанске около 800 человек, погибших в наших сами знаете каких небезопасных шахтах?
Александр Мазан, 18 марта 2012 года