СЕРГЕЙ КАЛЕНЮК, НИКОЛАЙ ЛОМАКО: «ТЕРРАФОКСЫ И ДРУГИЕ ЛИСИЧАНЕ» (выпуск 6)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 143)

Сергей Каленюк и Николай Ломако. Лисичанск. ЧП «Принтэкспресс», 2010 год, тираж 200 экз.

В этой книге читатель узнает о террафоксах, первыми заселивших лисичанские кручи, которые ошибочно называют Сокольими горами, и о казацком прошлом Верхнего,

о роли Григорий Капустина, Леонида Лутугина и Дмитрия Менделеева в истории Лисичанска, о лисичанских корнях Петра Войкова, чьим именем названы десятки заводов, шахт, улиц, нечто новое о писателе Петре Северове, поэте Владимире Сосюре и его друге – лисичанском художнике Илларионе Горохе. Книга будет интересна тем, кто не равнодушен к истории своей малой родины – Лисичанску.

Книгу представляет библиотека «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» совместно с авторским проектом Александра Мазана «История и краеведение Донбасса». Автор публикации позволил себе некоторые редакторские правки.

 

(продолжение)

 

 

… Что же могут поведать древние курганы и могилы о тех, кто в них покоится?

Мы уже упоминали о круглодонном горшочке. Нечасто, но округло- и остродонная керамика встречается в захоронениях террафоксов. Такие горшочки, наряду с плоскодонными, встречались и в катакомбах захоронений на территории Лисичанского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Перед строительством завода там тоже было вскрыто двенадцать погребений, принадлежащих террафоксам. Такая посуда характерна для племен охотников, собирателей, затем – скотоводов, не имевших долговременных стационарных поселений. Для приготовления пищи сосуды можно установить просто в земле или обложить камнями. Плоскодонная керамика террафоксов говорит о том, что они уже вели оседлый образ жизни, но еще недалеко ушли от кочевых племен. Уже можно говорить о том, что террафоксы принадлежали к ранним или, как выразился доктор исторических наук Сергей Санжаров, «суперранним катакомбникам», бывшим первыми, кто надолго заселил лисичанский берег Северского Донца.

Мы не имеем представления об их хижинах, расположенных в балках, но археологи хороши изучили «жилища» террафоксов, ушедших в «мир иной». К сожалению, время не пощадило и большинство катакомб, у которых обрушается свод. Из десяти раскопанных в последние годы в Лисичанске катакомб уцелело только две: четырехлетнего ребенка на Змеиной горе и вождя с булавой – в Березово. Но, погребения немало рассказывают о террафоксах.

Их погребальный обряд был весьма оригинален. Вместо обычной ямы под насыпью кургана сооружали специальную подземную камеру – катакомбу. Высекались эти подземные усыпательницы в одной из стенок входной ямы, опущенной до уровня твердой глины. Ямы копали лопатками животных или деревянными лопатками. В уцелевшем погребении в Березово стены колодца орнаментированы елочными канелюрами – углублениями в глинистых стенках в виде «елочки» — эту символику называют «древом жизни».  Некоторые специалисты считают, что числовое соотношение «елочек» на стенах гробниц являются элементами лунных календарей.

В нижней части ямы вырывалась пещерка – катакомба овальной формы со сводчатым потолком. В ней на постилке из шкуры животного или камыша и размещали покойника, редко – двух. Тело укладывали на правом боку в скорченном состоянии (ноги подогнуты), руки согнуты в локтях, ладони – перед лицом. Такое положение уподобляло умершему зародышу или плоду в материнской утробе. Головой покойники ориентированы на юг, иногда с отклонением к юго-западу или юго-востоку – лицо и темя были обращены к восходам зимнего и летнего Солнца.

Согласно погребальному ритуалу, покойника, как и в древнеямных погребениях, посыпали красной охрой, отчего кости оказывались окрашенными в красный цвет. Окрашенные костяки – широко распостраненное явление среди культур каменного века Евразии, только оттенки краски могли быть разными, в зависимости от красящего вещества, присутствующего в той или иной местности. При первых обнаружениях окрашенных костяков в среде археологов возникли горячие споры: непонятно было, почему кости оказались окрашенными. Ведь для того, чтобы покрасить скелет, с него нужно снять мясо, а такого обряда погребения археологи не знали. Впоследствии выяснилось, что краской обильно посыпали покойника, после чего по мере разложения мягких тканей трупа краска переходила на кости. Многие считают, что красная краска символизирует кровь. Мы склоняемся к тем, кто считает, что это символ огня, очищения, Солнца. Наши террафоксы у ног покойников оставляли лепешки или шарики, изготовленные из охры, растертой с жиром. У ног вождя Березовского погребения нашли орнаментированный шар диаметром девять сантиметров. Солнце и огонь широко присутствовали в обряде погребения.

В уцелевшей катакомбе этого вождя, в глине пола, назовем так дно камеры, обнаружено выдавленное изображение стопы несколько больше человеческого размера, которое было засыпано также красной охрой. Иногда изображения стопы встречаются в захоронениях «катакомбников» и в других местностях. Но, смысл его нам пока непонятен.

Красная краска была символом огня, имеющего очистительную силу. О таком значении охры свидетельствуют находки ее вместе с золой и углями в глиняных жаровнях – курильницах и случаи, когда глиняный сосуд был поставлен в краску, как на огонь. В наиболее древних захоронениях курильниц еще не было, но угли и зола свидетельствуют об участии огня в обряде.

Отправляя покойника в «загробную жизнь», живые давали ему пищу в горшках, в которых были найдены остатки чего-то похожего на просо. Чаще всего находили пустые горшки, в которых, наверное, наливали молоко и кумыс. Давали и инструмент, с которым можно было «добыть» себе пищу: бронзовый копьевидный нож, четырехгранное шило, которым могли прокалывать яремную вену у быка и пить кровь. Это практиковалось в то время. А вообще такое шило использовали при изготовлении изделий из шкуры. В Приволье – южном пригороде Лисичанска —  был найден бронзовый топор – очень редкая находка. Попадаются терки-наковаленки, долото и рядом с бронзовыми инструментами – кремниевые орудия и оружия в виде наконечников копий. Но, ни в одном из захоронений террафоксов не найдено было какого-либо серпа, мотыги или иного орудия труда земледельца.

Катакомбу террафоксы закрывали плитами песчаника или окаменевшего дерева и засыпали яму землей или камнями. Интересно, что для засыпки захоронения использовался принесенный материал. Кольцо глины, выкопанной из катакомбы и нижнего слоя ямы, оставалось на поверхности вокруг ямы и затем оказывалось засыпанным курганом. Некоторые исследователи считают также глиняное кольцо символом полной Луны, а в построении кургана видят некую символическую обрядность, связанную с космосом, но нам пока непонятную…

 

 

(продолжение следует)

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 5 ноября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *