НИКИТА ЛОПАТИН: «У КОЛЫБЕЛИ ДОНБАССА» (часть 15)

«Лисичанскуголь»

«История и краеведение Донбасса»

В 1960-м году в Луганске тиражом 15 000 экземпляров вышла в свет книга известного историка и краеведа Донбасса Никиты Лопатина «У Колыбели Донбасса»,

посвященная 250-летию Лисичанска. Книга рассказывает об истории возникновения города, получившего гордое имя «Колыбель Донбасса», о первых «рудознатцах», нашедших на этих землях «Черное золото» — каменный уголь, ставший главным богатством Донбасса, о других основополагающих страницах истории Лисичанска и нашего края. Многие, в том числе и известные историки-краеведы, критически отнеслись к моей публикации страниц книги Владимира Подова «История города Лисичанска», считая, что Подов исказил историю Лисичанска и всего Донбасса. Поэтому для полноты картины нашей истории и для объективности, предлагаю вашему вниманию электронную версию книги Никиты Лопатина. Вам будет что сравнить и о чем поспорить. И только в споре рождается та самая истина, которая всех рассудит.

Само издание мне любезно предоставила сотрудник «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района»  ПАО «Лисичанскуголь» Елена Точилина. Следует отметить, что эта публикация является первой и пока единственной электронной версий издания. Публиковаться оно будет частями с определенной периодичностью (примерно один раз в три дня), затем книга  будет в целом формироваться на страницах «История и краеведение Донбасса» и «Лисичанскуголь» ресурса «Лисичанский Наблюдатель», а также на странице «Музей истории горного дела Лисичанского каменноугольного района» сайта ПАО «Лисичанскуголь» в рамках волонтерского проекта «История и краеведение Донбасса» поддержки «Донецкого областного краеведческого музея»  и «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района».

Отмечу, что книга написана, вернее, окончена в 1959 году во времена махрового социализма, что необходимо учитывать при ее прочтении. Следует учитывать, что автор позиционирует наш край, как Россию или Южную Русь. Поэтому не стоит удивляться, что десятилетиями формировалось подобное мировоззрение, которое и привело к нынешней политической ситуации на Донбассе, поэтому в некоторых местах я позволил себе некоторые реплики по этому поводу. Кроме того, меня удивляет сам топоним, если его можно так назвать, «Колыбель Донбасса», который автор излагает как колыбель Донбасса. Ведь Японию весь мир называет Страной Восходящего Солнца, а не страной восходящего солнца. Считаю это принципиальным и меня в этом поддерживают филологи, поэтому позволил себе называть Лисичанск именно «Колыбелью Донбасса», а не нарицательно, как это сделал в свое время Никита Лопатин и повторяют десятилетиями его последователи. В остальном стилистика, грамматика и пунктуация автора была сохранена, поэтому нарекания на такие фразы, как, например, «… из каменного угля выжигали кокс. Это в России был первый кокс из минерального топлива» следует адресовать автору, редактору издания М.Сычеву и корректору Л.Свинтицкой. Кроме того, автор во многих местах игнорирует имена тех или иных героев книги. Например, одним из автором  предисловия является лауреат Сталинской премии, доктор технических наук, профессор Н.Трупак, из чего непонятно, то ли этот лауреат женщина, то она – мужчина. Поэтому в тех местах, где это возможно, я уточнял полные имена тех людей, о которых пишет Никита Лопатин или «Н.В.Лопатин», как указано на обложке книги «У колыбели Донбасса», которую я и предлагаю вашему вниманию

(продолжение)

 

  1. Угольная промышленность Лисичанска с 1891 по 1917 г.

В 1873-1875 года угольную промышленность Лисичанска охватил первый промышленный  капиталистический кризис. Рубежанский рудник Богдановича («Рубежанский» — от слова «Рубежная» — деревни Рубежной, которая позже стала известна как «город Пролетарск» или нынешний район Лисичанска, где расположен «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» — прим. Александр Мазан) за 1873 год добыл всего 32 тысячи пудов (угля – прим. Александр Мазан) вместо прежних 90 тысяч пудов, а Рубежанский  рудник Депрерадовича совершенно бездействовал. Намного сократили свою добычу и другие рудники. Этот кризис был обусловлен главным образом отвлечением рабочей силы на русско-турецкую войну. Угольная промышленность Лисичанска в 1881-82 годах пережила еще более тяжелый кризис, а затем вступила в полосу длительной депрессии вплоть до начала 90-х годов XIX века. При этом общий рост добычи угля против прошлых лет был, но до 1886 г. не был достигнут уровень добычи 1872 года, несмотря на ввод в эксплуатацию в 1879 году железнодорожной линии Лисичанск-Попасная.

Промышленные кризисы убедительно показали, что угольная промышленность Лисичанска вступила на путь капиталистического развития и всецело подвергалась действию общих закономерностей капитализма  с неравномерностью его развития, с периодами упадков и подъемов.

С начала  90-х годов XIX века отмечается новое оживление лисичанской угольной промышленности, на этот раз превосходящее все ранее достигнутые уровни. В 1892 году акционерное общество содового производства под фирмой «Любимов, Сольвэ и К°» взяло в аренду шахту «Дагмара» на 30 лет. В 1897 году 1 июня этим обществом была введена в эксплуатацию шахта «Константин Скальковский» общей глубиной 153 метра, с расчетной суточной производственной мощностью 950 тонн (угля – прим. Александр Мазан). Эта крупнейшая шахта Донбасса была оборудована по последнему слову техники. На ней был паровой подъем, вагончики железные, мощный вентилятор, подававший 2 100 кубометров воздуха в минуту, три водоотливных насоса, электрическое освещение на поверхности и в руддворе, столбовая система разработки угля, первая в Донбассе канатная дорога протяженностью более 3 верст (верста – 1 066,8 метров – прим. Александр Мазан) по отправке угля и многое другое. Шахты «Дагмара» и «К.Скальковский» давали 55-60 процентов добычи (угля – прим. Александр Мазан) всего лисичанского района (здесь Никита Васильевич имел в виду Лисичанский каменноугольный район – прим. Александр Мазан). Число рабочих на этих двух шахтах составляло к 1901 году 982 человека. Подземных рабочих было 586 человек, в том числе забойщиков 232 человека. Такое неплохое соотношение в группах говорило о наличии продуманной расстановки и использовании рабочей силы.

В 1890 году учреждается первое акционерное каменноугольное товарищество «Коренев и Шипилов», объединившее рудники «Семиротский», «Золотое» и «Тошковский». Вторым по времени возникновения являлось Акционерное Общество Александро-Дмитриевских каменноугольных копей, учрежденное в 1897 году (учредитель дворянин Александр Дмитриевич Иванов). Оно объединяло три шахты, находившиеся в имении жены генерал-майора Насветевича при деревне Рубежной. Третьим акционерным обществом было Рубежанское Общество каменноугольных копей. К 1901 году в Лисичанске действовало Каменноугольное Товарищество «Баскин и Файнберг», арендовавшее Саево-Ярский рудник из двух шахт (возможно, товарищ Лопатин имел ввиду Исаево-ярский рудник – прим. Александр Мазан), а также Николо-Михайловское общество стекольной и каменноугольной промышленности, имевшее 4 шахты в Привольном.

Акционерные общества в 1901 году давали 83,5 процента всей добычи угля в Лисичанске. Шахты акционерных обществ были более механизированными, с более высокой производительностью труда. Лисичанская частновладельческая шахта в среднем выдавала 2 900 тон угля в год, а средняя шахта акционерных обществ Лисичанска давала в год по 11 500 тонн угля.

Промышленный кризис 1900-1903 гг. не обошел Лисичанские рудники. Шахты «Дагмара» и «К.Скальковский» в 1903 году резко снизили добычу угля (с 134 тыс. тонн до 56,5 тыс. тонн) и сократили число рабочих на 25 процентов. Орловский рудник Ковальского снизил добычу с 3 300 тонн до 1 380 тонн и сократил 33 процента рабочих. Саево-Ярский рудник Баскина и Файнберга совсем прекратил добычу и рассчитал (под словом «рассчитал» уважаемый историк имел ввиду «уволил» — прим. Александр Мазан). Один только Александро-Дмитриевский рудник, как сильнейший конкурент, повысил добычу и увеличил число рабочих на 182 человека.

В 1913 году на руднике общества Александро-Дмитриевских каменноугольных копей, на шахте «К.Скальковский» для зарубки угля в забоях применялись легки и тяжелые цепные врубовые машины. К началу 1914 года этих машин в Лисичанске использовалось 11 штук. Все врубовые машины были завезены из Германии и США. Однако обушок, кайло, лопата оставались основными орудиями труда забойщика. Доставка угля вдоль забоя производилась саночником. Техника безопасности по существу отсутствовала, что приводило к массовому травматизму и смертельным случаям.

К 1913 году угольная промышленность Лисичанска сильно расширилась, прибыли углепромышленников значительно возросли, а реальная зарплата рабочих в связи с большим ростом цен на товары упала до предела. Война, начавшаяся 1 августа 1914 года, не улучшила положения шахтеров Лисичанска, хотя она увеличила спрос на уголь. Отпал Домбровский угольный бассейн, прекратился ввоз угля из-за границы. Потребность металлургии в угле увеличилась на 45 процентов по сравнению с 1913 годом. В стране возник топливный кризис. Для того, чтобы как-то поднять угольную промышленность, правительство в 1915 году предоставило льготу шахтовладельцам, по которой последние освобождались от призыва на военную службу, если они занимались добычей угля. В Лисичанске появилось много мелких шахт. Благодаря этому в 1916 году добыча (угля – прим. Александр Мазан) в Лисичанском районе значительно возросла. В дальнейшем, в связи с антинародной политикой Временного правительства продолжать войну до победного конца , часть прежних опытных шахтеров была отвлечена на войну. Поэтому добыча угля в 1917 году резко снизилась…

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», специалист «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района» ПАО «Лисичанскуголь», 29 марта 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *