«НА ОЛИМПИЙСКОЙ ВОЛНЕ» УКРАИНЫ (выпуск – 17)

«Спортивный Донбасс». Олимпизм

А мы продолжаем свой патриотический проект продвижения в медиа-пространстве перевода на русский бумажной версии известной книги украинского спортивного журналиста Анатолия Волошина «На олимпийской волне». В ней  — об Олимпийских играх и участии в них украинских спортсменов во времена, когда Украина еще не имела своей государственности и своей команды на Играх.

 «II Олимпийские игры

Париж (Франция). 20 мая-4 ноября 1990 года. 1 330 спортсменов (11 женщин) из 22 стран. 80 комплектов медалей в 17 видах спорта

Отшумели овации, улеглись страсти. Спортивный мир начал готовиться к проведению II Олимпиады. На одном из банкетов, где обговаривались итоги Афинской Олимпиады, Кубертен сказал такие слова:

— Друзья мои, закончился праздник. Начались будни спорта!

Влияние Первой Олимпиады на дальнейшее развитие физической культуры и спорта было настолько велико, что стремления спортсменов к отрытым соревнованиям сдержать никто не мог. Грекам настолько понравились Игры, что они через руководителей государства обратились в Международный олимпийский комитет с просьбой проводить в Греции все следующие соревнования. Но Кубертен был категорически против. Он ответил: «Олимпийские игры должны принадлежать всем народам и проводиться в разных странах мира».

Заявки на участие в парижских стартах подали 35 стран, но приехали представители двадцать одной. Это объясняют очень плохой работой организационного комитета, который, обещая провести Игры на родине Пьера де Кубертена как по нотам, настолько перестарался, что запутался сам, а журналисты и историки до сих пор не могут разобраться  в датах начала, конца Игр, их программе, списке победителей и еще во многих других делах, споры о которых не утихают до сих пор. А дело в том, что, определившись с датой и местом проведения второй Олимпиады, МОК столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Сначала не приняли во внимание, а потом взялись за голову от факта проведения в Париже в те же сроки третьей Всемирной выставки. Две предыдущие принесли организаторам славу умелых коммерсантов и промышленников, гостеприимных хозяев. Имея огромное количество собственных проблем, выставком не хотел и слышать ни о каких соревнованиях. Проводились громкие рекламные акции, строились павильоны, возводились модерновые сооружения. Целью ставилось показать миру величие Франции и современный уровень ее инженерно-технических работников, архитекторов, ученых. К кому только не обращались члены Оргкомитета Игр и МОК! Никто не хотел заниматься их проблемами. В те дни Пьер де Кубертен написал в своем дневнике: «Если в мире есть место, где к Олимпийским играм абсолютно безразличны, то это место – Париж».

Приехавшие в Париж спортсмены удивлялись, когда слышали объявления о старте не Олимпийских игр, а каких-то чемпионатов. Безразличные к спорту организаторы Выставки не очень беспокоились названием соревнований, на которые они смотрели, как на определенную рекламу. В таких обстоятельствах МОК во всем положился на способности бывшего стрелка-спортсмена, а теперь коммерсанта Даниэля Мерилона. Олимпиаду, как отметили журналисты, он не сорвал, но сделал из нее такое, что напоминало хаос в худшем смысле этого слова. Кто-то сказал более лаконично: «Мерилон при организации Олимпийских игр забыл прицелиться».

К олимпийским соревнованиям присоединились Бельгия, Богемия, Гаити, Испания, Куба, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия. Первым государством, которое представляло Азию, стала Индия. Впрочем, представителей России на Играх снова не увидели, хотя известно,что еще 17 октября 1897 года в Петербурге представители 10 спортивных и гимнанистических обществ обсуждали вопросы участия спортсменов во второй Олимпиаде. На открытии Игр в Париже были лишь наблюдатели, судьба трех спортсменов, которые вроде бы подали заявки на участие, не известна. Напрасными оказались усилия украинца Алексея Дмитриевича Бутовского и многих его единомышленников, которые всеми возможными в то время способами пропагандировали идею Олимпийских игр в России. В это время членом МОК от России по просьбе Алексея Бутовского  был избран другой выходец из старинного украинского рода князь Сергей Константинович Белосельский-Белозерский. Среди украинцев известны своими активными действиями врачи Е.Ф.Гарниш-Гарницкий, А.К.Анохин, профессор В.К.Крамаренко и другие энтузиасты физического воспитания и спорта».

 

Анатолий Волошин, «На олимпийской волне», Киев, 2008

 

Перевел и подготовил к публикации Александр Мазан, 27 апреля 2015 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *