«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ЮРИЙ КОСТРИЦА. «У ИСТОКОВ ГОРНОЗАВОДСКОГО ДЕЛА»«Лисичанскуголь»

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

ЮРИЙ КОСТРИЦА. «У ИСТОКОВ ГОРНОЗАВОДСКОГО ДЕЛА» (часть 12)

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» в рамках проекта «История и краеведение Донбасса» продолжает публикации знаковых работ известных историков и краеведов.

На этот раз вашему вниманию предлагаются «Очерки истории развития Лисичанского каменноугольного района» под названием «У истоков горнозаводского дела» одного из основателей «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» Юрия Кострицы , вышедшие отдельным изданием в российском Ростове-на-Дону в 1994 году

 

(начало – в предыдущих выпусках)

 

… НОВЫЕ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ

Первый Лисичанский каменноугольный рудник состоял из нескольких шахт. По мере выработки угля на отведенном месторождения предыдущие шахты закрывались, а взамен их вводились в действие новые. Расстояние между шахтами, по свидетельству современников, в первые годы составляло до 30-ти сажен. Со временем оно стало увеличиваться. Шахты между собой соединялись выработками, что облегчало проветривание очистных и подготовительных забоев. Для каждой шахты отводился земельный участок – шахтное поле, в недрах которого предстояло разрабатывать часть угольного пласта размером по простиранию до 50-ти метров, по восстанию – до 20-ти метров. Подготовленные шахтные поля разрабатывались камерной системой разработки, которая в то время все меньше находила применение за рубежом, а на Лисичанском руднике считалась основной. При этом способе разработки добычу угля начинали со штрека, проводя восстающие камеры, которые назывались здесь печами. Первые печи засекали в восьми метрах по обе стороны ствола, а последующие – через каждые 6 метров. Печи проводили шириной четыре метра, делая их устье у штрека, для облегчения условий поддержания последнего – двухметровым. Смежные печи сбивали просеками, также находящимися на расстояние шесть метров друг от друга. Ширина просек, как и печей, составляла четыре метра. Для поддержания кровли между печами и просеками оставляли целики угля. В самих печах кровля поддерживалась на породных стенах, выкладываемых из породы по бокам выработки (А.П.Щербань. «История технического развития угольной промышленности Донбасса». Киев. 1969. Том 1-й, гл.1, стр.37-38).

В конце 20-х годов XIX века в связи с предстоящим открытием Черноморского пароходства на Лисичанском руднике – основном поставщике топлива – необходимо было увеличить добычу угля. Специалисты понимали, что сделать это можно при условии закладки новых, более мощных шахт, улучшения в них водоотлива и вентиляции, замены неперспективной камерной системы разработки. Неперспективность этой системы заключалась в сдерживании роста угледобычи из-за наличия больших потерь угля в целиках и малого фронта работ. К тому же постоянно создавалась опасность самовозгорания угля, оставляемого в целиках. На поиски путей совершенствования угледобычи на руднике Горное ведомство направляет в Лисичанск старшего горного капитана Евграфа Ковалевского, а спустя несколько лет – горных инженеров К.В.Чевкина, А.Б.Иваницкого, В.И.Соколова, А.Анисимова и других. В результате исследований на месте появляются новые технические идеи по улучшению работы рудника, но осуществить их сразу оказалось невозможно из-за задержки открытия пароходства. Наконец, в 1837 году Черноморское пароходство открывается, а это вызывает оживление в работе Лисичанского рудника. В 1838 году рудник посещает начальник Штаба корпуса горных инженеров К.В.Чевкин, который выдвинул ряд предложений по улучшению отработки пластов и внедрению столбовой системы разработки. В этом же году предложение Чевкина  стало проверяться практически на Третьем пласте. Работами руководили горные инженеры Луганского завода А.Б.Иваницкий и В.И.Соколов. Отрабатывался столб угля длиной 25 метров и шириной 20 метров. Призабойное пространство крепилось рамами из горбылей, поддерживаемых деревянными стойками. Отработанное пространство  поддерживалось на «кучах» из породы, между которыми производилось произвольное обрушение кровли. Выемка угля из пласта осуществлялась вручную – киркой, кайлом, клиньями и молотом. Доставляли уголь из забоя к главным выработкам в специальных санках волоком.

Позже – в 1839 году – горными инженерами Тепловым и Анисимовым на Втором пласте Лисичанского рудника началось внедрение сплошной системы разработки. Впервые двенадцатиметровой лавой отрабатывалось несколько пол угля по восстанию. Отработанное пространство полностью закладывалось горной породой.

Испытание двух новых систем разработки показали их пригодность для условий Лисичанского месторождения. При этом в очистных забоях условия работы  улучшились и стали более безопасными, производительность труда шахтеров возросла. Такой благоприятный исход испытаний позволил распостранить сплошную и столбовую системы разработки вначале на соседние пласты рудника, а затем на шахты других угледобывающих районов Донецкого бассейна…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 3 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *