КЕН ДРАЙДЕН. «ХОККЕЙ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ» (часть 10)

«Спортивный Донбасс». Хоккей

К 45-ЛЕТИЮ СЕРИИ СССР — КАНАДА

Это событие в спортивном плане – одно из самых знаковых, которые отложились в сознании за долгую историю моего увлечения спортом и работы в спорте.

Тогда, в начале осени 1972-го весь бывший СССР прильнул к экранам телевизоров в ожидании серии матчей между хоккейной сборной СССР и сборной канадских профессионалов Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Восемь матчей, которые потрясли весь мир. И не только спортивный. Я до мельчайших подробностей до сих пор помню каждый из этих восьми матчей. Об этих сражениях много написано, снято, рассказано. Но, всегда хочется обладать, как сейчас любят говорить, инсайдерской информацией. Одним из источников такой информации стала книга великого вратаря канадской сборной Кена Драйдена «Хоккей на высшем уровне». Она вышла в 1973 году в Канаде и США, а в 1975-м российское издательство «Прогресс» выпустило усеченный перевод книги на русском языке авторства Ф.Розенталя и В.Хоточкина. Ко мне это изрядно «поношенное» издания попало от известных ветеранов лисичанского футбола и любителей хоккея Андрея Проньки и Бориса Панченко (большое им спасибо, в том числе за проявляемое терпение). Хочется представить эту книгу нашим читателям с некоторыми собственными размышлениями и комментариями.

 

(продолжение)

 

 

17 августа

Хорошие новости сегодня утром. Вчера во время тренировки после броска Денниса Халла шайба пулей отскочила от Айвэна Курнуайе и попала в лицо Брэду Парку. Время тянулось нестерпимо долго, пока Брэд неподвижно лежал на льду. Его отнесли в раздевалку и срочно отправили в госпиталь. Мы все были убеждены, что лицевая кость раздроблена вдребезги.

— Слава Богу, перелома нет, — сказал нам наутро перед тренировкой Гарри Синден. – Только сильный ушиб.

Позже приехал сам Брэд, чтобы забрать из раздевалки кое-какие вещи.

— Все, что я сейчас хочу – это поехать домой и выпить бутылку пива, — сказал Парк.

Синден рассмеялся:

— Выпей три – я плачу.

 

18 августа

Теперь совершенно очевидно, что Синден и Фергюсон решили не менять наш стиль игры ради предстоящих встреч. Сегодня на льду нам объявили, чтобы мы играли в своей обычной манере и ничего не выдумывали. Наши тренеры правы: едва ли можно победить русских, играя в их же ключе. Мы сумеем одолеть их, только противопоставив им свою игру, да и то – в лучшем ее виде. Я, кстати, должен извиниться перед Джоном Фергюсоном. Мне кажется, я неверно понимал его игру. В бытность свою хоккеистом Ферги всегда стремился добыть победу любой ценой, был напористым, порой даже излишне агрессивным. Он никогда не отличался ни сильным броском, ни хорошим дриблингом, но это компенсировалось умением играть в жесткий силовой хоккей. Теперь я понял, для чего Ферги сделали нашим вторым тренером: мы должны перенять у него эту жажду победы (однако средства для ее достижения можно выбрать другие). Именно этим он может принести нам пользу. Достаточно сказать, что Питер Маховлич всегда играет лучше, когда есть кому его «заводить». В Монреале Фергюсон, бывало, беспрерывно рычал на Питера, гоняя его по всей площадке во время тренировок, и из среднего игрока превратил Питера в бомбардира, забрасывавшего до 35 шайб за сезон. Прости, Ферги.

Синден и Фергюсон отлично организовали наши ежедневные тренировки. Мы собираемся дважды в день: утром на 90 минут для раскатки и вечером – на 60 для работы над техникой. В предвкушении серьезных событий работаем серьезно и с огоньком. Наши тренировки ничем, по существу, не отличаются от тренировок, принятых в НХЛ, но проходят в приподнятой обстановке, непривычной для большинства профессиональных клубов. С первого же дня все без исключения игроки работают с колоссальной отдачей сил. Менее популярные хоккеисты стараются не отставать от знаменитостей вроде Маховлича, Эспозито или Парка, которые на тренировках буквально не щадят себя. Поведение тех, кто не входит в так называемую «элиту», определяется, по-моему, одним обстоятельством. Им хочется доказать, что они тоже хорошие хоккеисты и достойны уважения «звезд». Пусть это звучит банально, но это так. На сборе каждый хочет доказать, что он – лучший из лучших, а добиться этого можно лишь трудом, превосходящим по упорству труд других выдающихся хоккеистов.

 

19 августа

Слава Богу, первая неделя позади, и хорошо, что нам играть с русскими не завтра. Я еще далек от своей лучшей формы, и это время было нужно мне, чтобы обрести ее. Кажется, я потихоньку подхожу к ней. Ноги, чувствую, окрепли, и я сбросил несколько фунтов. Прошло недомогание, которое возникает от физических нагрузок, когда ты давно не тренировался. Быть может, я разочаровал своих товарищей по команде, пропустив на этой неделе так много шайб, но я уверен, что на следующей буду работать продуктивней. Когда игроки недовольны своим вратарем, они редко говорят – если вообще говорят – ему об этом. Чаще просто молчат. В этом смысле вратарь практически защищен от критики. Тем не менее недовольство команды ощущаешь всегда. И наоборот, когда вратарь начинает набирать форму, товарищи по команде непременно подтрунивают над ним в таком духе: «С возвращением! Что-то тебя не было видно». Прекрасно сознавать, что ты пользуешься уважением, в особенности, со стороны лучших представителей твоей профессии. Быть может, сейчас, после шести дней тренировок, я его еще не заслужил, но, надеюсь, что через несколько дней добьюсь этого.

 

21 августа

Мне показалось забавным, как во время одной из тренировок на прошлой неделе Дон Оури из команды «Бостон Брюинз» сказал Айвену Курнуайе из «Монреаль Канадиенс»: «Сейчас, приятель, мы с тобой дружки, потому что играем в одной команде, но, как только 1 октября возвратимся в Канаду, мы снова станем самыми заклятыми врагами. Не забывай этого». В самом деле, во время первых тренировок сборной не было случая, чтобы кто-нибудь замахнулся клюшкой на товарища по команде. А ведь обычно во время календарных игр страсти разгораются так, что те же самые люди готовы буквально изувечить друг друга. Например, Брэд Парк довольно нелестно высказался в своей книге в адрес Фила Эспозито, за что Эспозито резко обругал его. А теперь они тренируются на одном льду и мирно перебрасывают шайбу, позабыв на время о былой вражде. Многие думают, что тренерам приходится прилагать немало усилий, чтобы во имя сборной завзятые соперники перестали сводить старые счеты. Быть может, и тренеры предполагали, что им придется столкнуться с этим. Но, когда попадаешь в одну команду со своими старыми противниками и узнаешь их поближе, убеждаешься, что они вполне приличные ребята.

В данный момент в команде Канады царит гармония, мир. И это прекрасно…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, 4 мая 2018 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *