«ИСТОРИЯ ГОРОДА ЛИСИЧАНСКА» (часть 30)

Город

Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» предлагает вашему вниманию книгу известного исследователя истории Донбасса Владимира Подова «История города Лисичанска», вышедшую в издательстве «Альма-матер» Луганского национального университета им. Тараса Шевченко в 2005 году.

Электронная версия издания является одним из проектов пресс-службы ПАО «Лисичанскуголь»,  публикуется впервые и теперь будет доступна широкому кругу читателей. Выражаю огромную благодарность работнику ПАО «Лисичанскуголь» Александру Тихонову за предоставленный оригинал издания.

 

«ИСТОРИЯ ГОРОДА ЛИСИЧАНСКА». ВЛАДИМИР ПОДОВ. 2005 (часть 30)

  1. ПЕРВЫЙ РУДНИК ДОНБАССА

 

«…На руднике в Лисичьей балке стали применять новый для нашей страны способ добычи угля – подземный или шахтный, который уже давно использовался в Англии. Первая шахта рудника была заложена в нескольких десятках метров на юг от Лисичьей балки. На планах она обозначалась первым номером. Глубина шахты №1 составляла 17 саженей (36,21 метра). В апреле 1796 года шахта выдала первую добычу. Выемка угля производилась посредством горизонтальных ходов. Делалось это следующим образом. Когда опускаемая с поверхности шахта пересекала угольный пласт, от нее в обе стороны по простиранию пласта проходили горизонтальный штрек, от которого через каждые три сажени по восстанию и падению пласта засекались поперечные ходы (орты), соединявшиеся, в свою очередь, с продольными штреками. Выработка продолжалась до тех пор, пока позволяло наличие кислорода, поступавшего с поверхности через ствол. При удалении от ствола приток кислорода сокращался. Принудительной вентиляции тогда не было. И горняки вынуждены были в 30-40 саженях от первой шахты опускать с поверхности новый ствол. Так появлялась вторая шахта. Соединившись ходами, они могли служить как вентиляционные. Крепление выработок из-за недостатка леса было весьма ограниченным.

В тех условиях шахтное поле было незначительным, поэтому шахты быстро вырабатывались. На смену одной вводили следующую. В дальнейшем одновременно действовало несколько шахт. К концу 1797 года на руднике уже было четыре шахты. В должность управляющего рудником 31 мая 1797 года вступил английский инженер и механик Адам Смит, приехавший с Александровского пушечного завода. Он сменил Томаса Ропера, который стал литейным мастером Луганского литейного завода. Адам Смит в феврале 1798 года доносил директору Луганского литейного завода: «Я начал проходку шахты с намерением подвести ее к пласту №2 на прямой линии с тремя другими шахтами. Эти шахты обозначены номерами 2, 1 и 4. Новая шахта находится в расстоянии около 25 саженей от шахты №4 и на прямой линии с вышеупомянутыми тремя шахтами. После того, как шахта была проложена в глубину на 6 саженей, обнаружился совершенно новый слой угля толщиной 28 дюймов типа твердого битуминизированного угля, по-видимому, совершенно свободный от серы… Чтобы лучше проверить уголь, я начал прокладывать вторую шахту к тому же пласту вниз по склону в расстоянии 35 саженей от вышеупомянутой шахты. И если окажется, что пласт хороший, это будет большая удача, потому что площадь залегания обширная и доступна для разработки, к тому же на небольшой глубине от поверхности земли» (Луганский облгосархив, ф.1, оп.1, д.24, л.14).

Надежды Смита оправдались. Примерно через месяц он сообщал, что шахта достигла 9 саженей глубины, включая и толщину угольного пласта. Она была равна 4 футам и 1 дюйму, что на 21 дюйм превышало толщину пласта в прежней шахте. Что касается пласта или угля №1, сообщал он, «то мне удалось сделать ход сообщения к трем различным шахтам, и поэтому имеется циркуляция воздуха на протяжении около 110 саженей. Уголь очень хорошего качества и залегает на широком пространстве, удобном для разработки. Мы выдаем из шахты ежемесячно от 20 до 25 тысяч пудов. И, кроме того, на некоторых холмах имеется еще около 30 000 пудов высококачественного угля. Я беру на себя смелость сказать, что я редко видел где-либо лучший уголь». На первых порах мощность рудника была небольшой. За 1796 год добыли 13 142 пуда угля. В последующем выработка постоянно растет. Директор Луганского литейного завода Карл Гаскойн писал в Горный департамент М.Ф.Соймонову: «Честь имею предоставить вашему высокопревосходительству краткий отчет о каменном угле, добываемом при Третьей Ротев Луганском заводе по 3-е число сентября 1798 года». Приводим эти данные:

 

Годы            Добыто каменного угля         Отпущено Луганскому заводу           Употреблено на руднике

                                                                                 (пуды и фунты)

1796             13 142 пуда 39 фунтов                13 142 пуда 39 фунтов                           за все годы

1797             127 018 пудов 10 фунтов            109 968 пудов 10 фунтов                       в т.ч. продано

1798             190 306 пудов                               86 470 пудов                                           1 800 пудов

Итого:         330  467 пудов 9 фунтов             109 581 пуд 9 фунтов                            4 084 пуда

ЦГАДА РФ, ф.271, оп. 1, д.222, лл.232-234.

 

Как видно, в начальный период деятельности рудника почти весь уголь шел на Луганский завод. На месте было употреблено 2 284 пуда угля и продано 1 800 пудов. Это, конечно, очень мало. И горное дело ведомство принимает меры к увеличению продажи каменного угля на сторону. Докладывая императору Павлу об открытии и деятельности первого каменноугольного рудника в Донбассе, директор Берг-коллегии М.Ф.Соймонов писал, что на руднике к 1 сентября 1797 года оказалось в остатке добытого угля на 8 717 рублей. Соймонов обратился в адмиралтейство Черноморского флота с предложением, чтобы уголь для морских портов закупали на руднике в Лисичьей балке. В то же время он приказал директору завода Карлу Гаскойну организовать вольную продажу угля, известив об этом земские правления, окрестные селения, кузницы, известковые и винокуренные заводы. Продажная цена устанавливалась по 4 копейки. «А чтобы и самые беднейшие жители могли иметь от того пользу, — писал Соймонов, — то придумал директор небольшую в обыкновенных их печах перемену, вроде недорогой чугунной решетки, что и употребляется уже в некоторых селениях, а паче в тех, где мастеровые жительствуют»…

 Продолжение следует

 Александр Мазан, 10 октября 2016 года

Запись опубликована в рубрике Город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *