«ДОНБАСС. 1943-Й» (часть 35)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 126 )

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» из фондов собственной библиотеки представляет электронную версию книги «Донбасс.1943-й», в которой опубликованы воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Эти события происходили ровно 75 лет назад в наших краях и, несмотря на известную идеологическую направленность тех времен и времен публикации книги, представляют огромный интерес для широкого круга читателей.

Воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Составитель – Георгий Тепляков. Донецк. Издательство «Донбасс». 1980 год…

(начало – в предыдущих выпусках)

 

АРТИЛЛЕРИСТЫ-ЧИСТЯКОВЦЫ (часть 1)

Николай Григорьевич Тубальцев, старший лейтенант в отставке, родился в 1921 году в селе Кетрисановке Кировоградской области. В первые дни войны был призван в Красную Армию. Воевал на разных фронтах. Трижды ранен. Освобождал Донбасс. Командовал истребительно-противотанковой батареей 549 полка 127-й Чистяковской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии. Живет в Торезе (на момент написания книги – прим. Александр Мазан).

Более трех десятилетий прошло после жарких боев на донецкой земле. Давно восстановлен Донбасс. Там, где шли сражения, сейчас раскинулись колхозные нивы, цветут сады, в зелени скверов и парков утопают села и города, а тихие воды Миуса плавно текут в Азовское море. Но, мы помним другой Миус – грозного лета сорок третьего года. Дотла сожженные села, сплошь изрытая траншеями земля, сотни дотов и дзотов, повсюду – минные непроходимые поля. Не было ни одного метра на шахтерской земле, где не рвались бы снаряды или мины.

Нам – бывшим воинам 127-й Чистяковской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии – особенно памятны бои на реке Миус. На его берегах в мае 1943 года в районе сел Русское, Писаревка, Берестовое в жарких боях закалялась и мужала наша дивизия. В составе 5-й ударной армии она дважды принимала участие в прорыве гитлеровского «Миус-фронта». От Миуса до Берлина и Праги – таков боевой путь соединения. Но, в памяти ветеранов навсегда останутся бои на донецкой земле.

В ночь на 17 июля 1943 года, форсировав вброд  Миус, мы заняли исходные позиции для атаки. Утром, после мощной артподготовки, в пять часов пехота, сопровождая огнем артиллерии и танками, поднялась в атаку. Она штыками и гранатами пробивала себе путь. Ворвавшись во вражеские траншеи, красноармеец Иван Дудкин уничтожил десятерых фашистов. Храбро дрались также азербайджанцы Теряй Исмаилов и Тимур Мамедов. Во время короткой передышки каждому из них комдив вручил медаль «За отвагу».

Гитлеровцы не могли примириться с потерей первой полосы обороны. Сосредоточив танковые и артиллерийские подразделения, они на рассвете 19 июля под прикрытием дымовой завесы перешли в наступление. Бронированная лавина устремилась на боевые порядки стрелкового батальона Н.А.Попова. Но, его бойцы не были застигнуты врасплох. Они успели основательно закрепиться на занятом рубеже, хорошо окопались, пополнили боеприпасы. Только за этот день батальон отбил восемь атак. Перед окопами валялось более 400 вражеских трупов. Отличились тогда многие. Старший сержант Семеров, маскируясь в траве, подполз к танку, поднялся и бросил в ходовую часть две противотанковые гранаты. «Тигр» застыл на месте и загорелся. Но, пулеметная очередь оборвала жизнь героя.

Метко вели огонь артиллеристы истребительно-противотанковой батареи 549-го полка. Два танка подожгли наводчики – сержанты Мусаев и Стрельченко. Из горящих машин выскочили вражеские танкисты, пытавшиеся спастись бегством, но минометчики роты старшего лейтенанта Кульбикияна сразили их на повал. За проявленное мужество в этом бою многие солдаты и офицеры были награждены орденами и медалями.

В конце июля дивизия совершила ночной марш-бросок для усиления правого фланга 2-й армии, которая вела тяжелые оборонительные бои. Прямо с марша мы вступили в бой у совхоза «Политотделец» и высоты 168,5. Фашисты предпринимали здесь яростные атаки. Стрелковые батальоны капитанов Н.А.Попова и Г.И.Мусатова не раз поднимались в штыковую схватку с атакующим противником. Артиллеристы 1 034 полка под командованием майора В.В.Чапли выкатывали орудия на прямую наводку и били по наседавшим танкам противника. Отражала атаки и батарея 549-го полка. Со второго выстрела сержант Петр Колтунов поджег первый танк. Орудие сержанта Леонида Сторчевого уничтожило второй. Третий танк с заклинившейся башней пытался уйти в укрытие, но и он загорелся от меткого выстрела старшего сержанта Ивана Котова.

Батарейцы несли потери. Командир едва успевал перебегать от орудия к орудию, чтобы оказать помощь раненым или поставить нужный прицел. Несколько раз гитлеровцы предпринимали атаки на боевые позиции нашего полка, но с большими потерями откатывались на исходные позиции. Они двинулись в обход, чтобы прорваться с флангами и зайти с тыла на обороняемые нами позиции. Их встретили пулеметным огнем, застрочили автоматы. Бой разгорался. Между 549-м стрелковым полком и штабом дивизии вышла из строя связь. Ликвидировать обрыв кабеля (предполагалось именно это) поручили сержанту Александру Носову. Он взял принадлежности, автомат с запасом дисков, две гранаты и отправился на линию.

Со стороны гитлеровцев на наши позиции продолжали лететь снаряды и мины. Они с шелестом и воем проносились над траншеями, рвались на склонах высоты 168,5, застилая все едким дымом. Носов с катушкой за плечами продвигался, ища обрыв кабеля. Неподалеку от него разорвалась мина. Александр уткнулся головой в ложбинку. Минуту спустя, ощупав себя, пополз дальше. Но, через некоторое время почувствовал острую боль в голове. Снял пилотку. Она была в крови. Перевязав рану, Носов продолжал осматривать линию. Он торопился. Кровь не унималась. Тяжелела голова, в глазах поплыли радужные круги. Но, вот и обрыв. Носов схватил концы перебитого кабеля и начал их соединять. Рядом снова ухнул снаряд. Будто лезвием, горячий осколок резанул предплечье…

Истекающего кровью сержанта Носова вовремя обнаружили товарищи, посланные ему на помощь. Александр лежал неподвижно, крепко зажав в руке кабель. Он пришел в себя, приподнял было окровавленную голову и прошептал:

— Как линия?

— Действует, Саша.

— А наши?

— Держатся. Ты крепись, сейчас медсестра прибудет. Перевяжет раны – и на отдых в санбат. Все обойдется…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 1 ноября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *