ВЗЯЛ ЗА РУКУ И ОТВЕЗ «УЧИТЬСЯ НА ФУТБОЛ»

«Спортивный Донбасс». Футбол

Сколько же мудрости было у простого работяги «Шахты «Черноморка» Михаила Зайцева, когда в 1972 году прославленный футболист луганской «Зари» Юрий Ращупкин, к тому времени только закончивший футбольную карьеру и набиравший ребят 1959 года рождения в луганский спортинтернат, известный на весь Союз своими воспитанниками, пожаловал домой к Зайцевым, чтобы пригласить Сашу Зайцева в это учебное заведение. Его Ращупкин присмотрел в финальном матче одного осенних турниров, где юноши луганской «Зари» беспощадно расправились со сверстниками из лисичанского «Шахтера» — 7:0. Казалось бы, чем приглянулся Юрию Михайловичу центральный защитник команды, только что «влетевшей» 0:7? Но, Ращупкин сам играл центрального защитника, и не зря его футбольное чутье подсказывало – есть в этом коренастом невысокого, как для центрального защитника, росточка кучерявом пареньке что-то перспективное. Подошел к тренеру лисичан, поговорил, подозвали Зайцева, мол, я – Ращупкин (а кто тогда не знал эту фамилию?), приглашаю в интернат, в свою группу, футболу учиться. Но Зайцев был убежденным патриотом. Лисичанский «Шахтер» тогда был на высоте по областным меркам, футболисты там были собраны классные, вот и мечтали местные мальчишки быть похожими на них и играть так, как играли они и выходить на поле в футболке лисичанского «Шахтера». Приехал домой и родителям о приглашении Ращупкина ничего не сказал. Вот и пришлось Юрию Михайловичу ехать на «Черноморку», где жили Зайцевы. Александра дома не было, Юрий Михайлович откровенно побеседовал с Михаилом Григорьевичем и уехал. Отец вечером спросил сына, мол, чего не сказал, что в «Зарю» зовут (тогда луганский спортинтернат во многом ассоциировался с «Зарей» и все лучшие воспитанники попадали именно в эту команду)? Тот отнекивался. А наутро Михаил Григорьевич был уже в 10-й школе (сейчас такой уже нет, а в этом здании находится Лисичанский нефтехимический техникум), где забрал документы сына. После чего взял Александра за руку и сам повез его в Луганск. Надо отметить, что в ту пору попасть в один из трех имевшихся в Союзе спортинтернатов была огромная честь – с одной стороны, и очень трудная задача – с другой. До Зайцева на отделение футбола Луганского спортинтерната, по моей информации, приглашался лишь Александр Задорожный с микрорайона завода РТИ. Но тот там долго не задержался.

Вот так Александр Зайцев стал «учиться на футбол» в одной из самых престижных футбольных школ 1/6 части земной суши. Впоследствии стал профессиональным и по-своему уникальным футболистом (об этом как-нибудь расскажу), отыграл много лет в ленинградском «Динамо» (первая лига первенства СССР), мурманском «Севере» и якутском «Динамо» (вторая лига). По тем временам уровень первой и второй лиги СССР – это, как минимум, уровень середняков нынешней Премьер-лиги Украины. Как и мечтал, поиграл в лисичанском «Шахтере», но уже далеко не в лучшие для этой команды времена. Так что не зря Михаил Григорьевич Зайцев принял тогда непростое отцовское решение, проводив в дорогу из родного дома совсем еще неготового к самостоятельной жизни 13-летнего сына (многие бы из нас решились на такое?)?

Совсем недавно мы отметили 40 дней со дня кончины Михаила Григорьевича Зайцева. В своей жизни, отмерившей ему 84 года, он построил дом, посадил не одно дерево, вырастил сына и дочь, успел нарадоваться внуками и тихо порадоваться в шахтной нарядной, когда ребята из бригады пожимали руку и говорили: «А твой Сашка вчера здорово сыграл, молодец!»

Земля тебе пухом, Михаил Григорьевич, отец футболиста!

Александр Мазан, 13 февраля 2014 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *