Просмотры 581

«ЦЕНА ЧЕРНОГО ЗОЛОТА» (выпуск №1)

Город

Книга памяти

Лисичанский каменноугольный район («Лисичанскуголь»)

Лисичанск, 2001

Составители: инициатор Е.П.Гудковский, А.В.Кривунченко, Б.Г.Олейников, И.И.Соколов, С.В.Старцев.

Книга под таким названием увидела свет в Лисичанске в 2001-м году и подготовлена вышеуказанным авторским коллективом. Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» готовит интернет-версию этого уникального и дополненного издания с учетом горняков, погибших после 2000-го года. А «Свой Взгляд» представит разделы книги в алфавитном порядке в своих выпусках. Сегодня мы представляем вступление и фамилии погибших шахтеров, начинающихся на букву «А».

Оленьи горы, Лисья балка, Северский Донец… Названия в полной мере характеризовали местность, когда-то облюбованную беглым людом, казаками-переселенцами. Быстрое течение реки дало возможность движению по ней, всегда была рыба, роскошные леса кишели зверьем, а это значит – мясо, меха. Но самым притягательным был черный камень, выходящий во многих местах из-под земли… Он горел! Клади его в печь, готовь пищу, обогревай жилье! Существует предание, что во время Азовского похода 1695 г. найденные образцы «земного уголья» в одной из балок на территории нынешнего города Шахты казаки принесли Петру Первому. Брошенные в костер уголья дали «великий жар», свита, окружавшая его, вынуждена отодвинуться от огня, и тогда-то Царь-реформатор будто-бы и произнес знаменитое пророчество: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет!» Впервые залежи каменного угля в Лисичанском районе были обнаружены в 1721-1722 г.г. экспедицией под руководством рудознатца Григория Капустина, отправленной Петром Первым для исследования юга России. Примерно в то же время о подобной находке доложили в Петербург и бахмутский правитель Никита Вепрейский, и капитан Семен Чирков. Точка в споре: кто из них был первым – историками еще не поставлена. Поэтому пока Г.Капустин, Н.Вепрейский, С.Чирков считаются первооткрывателями угля. Путь с момента открытия угольных залежей до начала их глобального использования был долгим и трудным. Только через 73 года, в 1795 году, по Указу импаратрицы Екатерины Второй в Лисьей балке Лисичанска, образовашегося в 1710 г., была построена первая государственная шахта, положившая начало промышленным разработкам. Со временем исследователи определили границы месторождения на юге России, изучили характер залегания пластов, пришли к выводу, что все они одного периода образования. Было доказано, что уголь – ископаемое твердое горючее вещество растительного происхождения. Образовавшееся 270-300 млн. лет назад. В 1827 году известный ученый и горный инженер Е.П.Ковалевский, обобщив все это, обозначенную территорию назвал Донецким каменноугольным бассейном. В сокращенном виде это звучит емко и величественно – ДОНБАСС. Его нынешняя площадь – 60 тыс. кв. км, протяженность – 600 км с запада на восток и 170 км с севера на юг. Лисичанский геолого-промышленный каменноугольный район является северной частью Донбасса. Его площадь – 350 кв. км, с городами Кременная, Приволье, Новодружеск, Лисичанск. Длина района – 35 км, ширина – 10 км. Угленосная толща мощностью до 1500 м содержит 62 угольных пласта и пропластка, из которых 17 имеют рабочую мощность. Отработка большинства установленных пластов производилась шахтами. В современном понятии шахтой называют совокупность горных выработок и поверхностных сооружений, оборудованных для добывания полезных ископаемых подземным способом. С начала промышленных разработок в Лисичанском районе работало свыше 300 мелких и глубоких шахт. За 205 лет было добыто 315 млн. тонн каменного угля. Н.В.Лопатин, историк-кревед, назвал Лисичанск поэтически – «Колыбель Донбасса». 130 лет назад в городе была открыта первая в России Штейгерская школа, готовившая специалистов-горняков. Со временем она преобразована в горный техникум, кузницу кадров для шахт СССР. В 1935 году – в период интенсивного развития угольной промышленности для централизованного управления горными предприятиями района был создан трест «Лисичанскуголь». В предвоенные годы добыча угля его шахт составляла свыше 2-х млн. тонн угля в год. Дальнейшее развитие было прервано Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. В условиях лихолетья «Лисичанскуголь» мелкими воротковыми шахтами прифронтовой полосы добывал уголь для нужд фронта.Полноценно он не работал год и три месяца, но уже в сентябре 1943 года, после изгнания захватчиков из района, шахтеры приступили к восстановлению шахт, и к 1949 году «Лисичанскуголь» выдавал на-гора довоенные 2 млн. тонн. В 1971 году десятью шахтами района было добыто рекордное количество угля – 5 млн. 200 тыс. тонн угля за год! Сегодня, в связи с негативной обстановкой в экономике, добыча резко упала, но не по вине горняков. Они в сложнейших условиях героически поддерживают жизнедеятельность шахт и имеющиеся в недрах запасы свыше 175 млн. тонн вселяют надежду на возрождение былой славы «Лисичанскугля». Уголь играл и продолжает играть важнейшую роль в развитии государства, а, значит, в благосостоянии народа. Это – сырьевая база, без которой немыслимы энергетика, металлургия, химическая, легкая промышленность, медицина. Его заслуженно называют «черным золотом». Д.И. Менделеев дал ему образное название «Черный Великан». Достаточно одной тонны угля, чтобы выплавить 700 кг чугуна, сутки отапливать 75 квартир, получить 750 кг кокса, 300 кубометров газа, сотни различных соединений. Ежегодно угля нужно больше и больше. В Украине уголь – реальный, стратегический энергоноситель, ему нет альтернативы. Усовершенствованная за многие десятилетия техника позволяет добывать его, уходя глубоко в недра, буквально отнимая у земли. Порой эта дерзость вызывает яростное сопротивление глубин, и тогда они берут за уголь страшную цену – жизнь. Каждый добытый миллион тонн угля оплачен жизнью трех шахтеров. Опасность грозит любому работнику – независимо от возраста, должности, профессии, пола. В скорбном списке района каждый двадцатый – женщина. Феномен шахтера необъясним. Молодые, здоровые, сильные люди, можно сказать, генофонд нации, добровольно, в течение 10-15-20 лет по 8 часов работают в условиях ограниченного доступа воздуха, высоких температур, всевозможных обвалов с ласковым прозвищем «Шубин», обводнений, выбросов метана, пожаров, взрывов. Шахта – беспрецедентная школа воспитания характеров – гордых, трудолюбивых, пласт пролетариев умеющих и всегда готовых дружно постоять за себя и других. Время неумолимо сметает всех и всё. Оно не оставило нам имен погибших в шахтах за предыдущие до 1944 года 150 лет. Угледобыча шагнула в третье тысячелетие. Горожане, работники «Лисичанскугля» знают цену «черного золота», оплакивая отцов, братьев и просто знакомых людей, смертельно травмированных в шахтах, в неравной борьбе за уголь, имена которых занесены в Книгу Памяти «Цена «черного золота» из архивных документов за период с 1944-го по 2000-й годы. Вечная им память и благодарность! Надеемся, что Книга памяти не даст грядущим потомкам забыть о них.

Е.П.Гудковский, А.В.Кривунченко

                                                                                      А

Абраменко Анатолий Егорович, 1931 г.р., «Шахта №1-2 им. Д.Мельникова», электрослесарь, погиб (здесь и далее- год гибели) в 1953 г.

Абрамов Алексей Павлович, 1936 г.р., «Шахта «Кременная-Восточная», проходчик, 1958 г.

Аврамчук Петр Ильич, 1936 г.р., «Шахта «Новодружеская», ГРОЗ, 1979 г.

Адамович Чеслав Иосифович, 1934 г.р., «Шахта «Привольнянская-Северная», ГРОЗ, 1960 г.

Адериха Виктор Сафронович, 1928 г.р., «Шахта им. Д.Мельникова», ГРОЗ, 1977 г.

Алпатов Александр Алексеевич, 1951 г.р., «Шахта им. 60-летия Сов. Украины» («Черноморка»), ГРОЗ, 1991 г.

Алтунин Николай Семенович, 1965 г.р., «Шахта №7 им. Д.Мельникова», машинист электровоза, 1989 г.

Андреев Иван Григорьевич, 1930 г.р., «Шахта «Новодружеская», ГРОЗ, 1958 г.

Андреев П.А., «Шахта «Кременная».

Аниканов Петр Алексеевич, «Шахта «Томашовская-Северная», помощник машиниста, 1955 г.

Анненков Иван Александрович, 1932 г.р., «Шахта «Кременная», ГРОЗ, 1958 г.

Антонов Василий Евгеньевич, 1934 г.р., «Шахта «Кременная-Западная», проходчик, 1958 г.

Ануров Николай Петрович, 1925 г.р., «Шахта №1-2 им. Д.Мельникова», ГРОЗ, 1958 г.

Апанасенко Василий Иванович, 1936 г.р., РСУ, каменщик, 1992 г.

Апичук Игорь Николаевич, 1959 г.р., ЛШСУ, проходчик, 1983 г.

Арефьев Геннадий Леонидович, 1956 г.р., «Шахта им. Д.Мельникова», ГРОЗ, 1987 г.

Архипов Геннадий Николаевич, 1945 г.р., «Шахта «Черноморка», ГРОЗ, 1999 г.

Атисков Виктор Егорович, 1962 г.р., «Шахта «Новодружеская», проходчик, 1989 г.

Атрощенко Владимир Александрович, 1938 г.р., «Шахта «Кременная», ГРОЗ, 1985 г.

Афанасьев Валентин Григорьевич, 1936 г.р., «Шахта «Новодружеская», ГРОЗ, 1962 г.

Подготовил Александр Мазан, 21 мая 2014 года

Запись опубликована в рубрике Город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *