«НА ОЛИМПИЙСКОЙ ВОЛНЕ» УКРАИНЫ (выпуск – 10)

«Спортивный Донбасс». Олимпизм

Вот так незаметно мы уже подобрались к десятому выпуску совместного проекта Лисичанского горсовета ФСО «Спартак» и «Спортивного Донбасса» — публикации в переводе на русский язык книги известного спортивного журналиста и исследователя истории спорта и олимпийского движения Анатолия Волошина «На олимпийской волне». В ней – не только история олимпийский игр, но и подробности участия в них украинских спортсменов под имперским флагом СССР. Многие из них – доселе неизвестные или малоизвестные.

«16 июня 1894 года в Сорбоннском университете был созван Первый олимпийский конгресс. Ему суждено было стать историческим. Более двух тысяч прибывших на него делегатов – представителей многих стран мира, в т.ч. французов, греков, россиян, шведов, американцев, венгров – единогласно проголосовали за возрождение Олимпийских игр. Через несколько дней, 23 июня 1894 года, было принято окончательное решение о проведении Игр, была определена их программа, утвержден порядок проведения соревнований, а также создан Международный олимпийский комитет (МОК). В его состав были избраны представители Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции, Чехии и Швеции. Членом МОК среди прочих стал российский генерал, украинец по происхождению Алексей Дмитриевич Бутовский, известный на то время деятель в области физического воспитания, инициатор создания первых атлетических клубов. В работе конгресса кроме А.Д.Бутовского принимал участие еще один выходец из Украины, также царский генерал, родовитый сановник царского двора, князь Сергей Белосельский-Белозерский, а также дворянский депутат из Киева Дмитрий Меленевский. С ними мы еще повстречаемся на страницах этой книги.

Сейчас же хотелось бы полнее осветить фигуру Алексея Бутовского, роль которого в создании Международного олимпийского комитета долгие годы замалчивалась, деятельность не очень четко описана, хотя это один из 14-ти первых членов МОК. С одной стороны, была определенная зашоренность, мол, он царский генерал. С другой – он украинец, один из лучших представителей своего народа, который достиг высот благодаря старательности, настойчивости, высокой культуре, воспитанию. Почему мы стесняемся говорить человечеству, что Украина дала миру выдающихся деятелей, которые в свое время активно влияли на ход социально-политических, военных, международных, спортивных и других процессов?

Дед Алексея — Петр Бутовский — героически погиб при обороне Севастополя, а отец – Дмитрий – воевал против войск Наполеона. Когда Дмитрий Бутовский дослужился до чина штабс-капитана, поехал учиться в Харьковский университет, который имел славу передового вуза, где вслух распостранялись народно-демократические идеи. Он руководил также и Крестьянским комитетом Полтавской Думы. После университета поселился в селе Пятигорке Лубенского уезда на Полтавщине, где в 1838 году и родился Алексей. Но детство Алексея прошло в родовом имении отца в селе Пелехивщина Кременчугского уезда. Теперь это Глобинский район. С детских лет мальчику привили любовь к труду, физической культуре и спорту. Он поддерживал связи с известными деятелями науки, культуры, литературы. Недаром другой сын Дмитрия Бутовского – Николай – стал известным на то время военным писателем. У Алексея Дмитриевича Бутовского было еще четверо братьев и сестер.

Путешествуя, Алексей Бутовский изучал мировой опыт развития гимнастики и фехтования и внедрял его в учебных заведениях, лично читал курсы лекций по истории, теории и методике физического воспитания. В 1871 году в чине полковника его назначают на должность педагога Санкт-Петербургской военной академии, где он блестяще ведет уроки фехтования и гимнастики. В 1888 году Алексей Бутовский назначается член комиссии по организации внеклассных занятий в кадетском корпусе, ведет активную работу с известным ученым П.Ф.Лесгафтом. Он автор семидесяти, говоря современным языком, печатных трудов в области физического воспитания. «Обучать телесным упражнениям, — пишет он, -может лишь человек, который сам умеет их выполнять и на себе испытал». Алексей Дмитриевич и Пьер де Кубертен, эти две фанатично преданные физическому воспитанию личности, не могли не встретиться. Уже в чине генерал-майора во время посещения Парижа Алексей Бутовский познакомился с великим мечтателем, как он писал, Пьером де Кубертеном. Известно об их встречах, беседах, переписке, полемике по многим вопросам. Например, о допуске на первые Олимпиады современности женщин. Кубертен был за то, чтобы по традиции древних их к участию в олимпийских играх не допускали. Однако победил здравый смысл и предложение Бутовского.

В 1917 году Алексей Дмитриевич почти в 80-летнем возрасте потерял зрение. Он и его брат Николай наотрез отказались покинуть Родину, в которой одна за другой вспыхнули две революции. Но уже с 1918 года их судьба неизвестна. Датой смерти Алексея Бутовского признан 1917 год. Его могилу исследователи нашли в Петербурге. Последние из родственников, дети Алексея Дмитриевича и Николая Дмитриевича, вроде бы нашлись в Таджикистане перед Второй мировой войной. Их неоднократно вызывали на допросы. Впоследствии и их след утерян. Из литературных источников известно, что в 1990 году всех репрессированных Бутовских реабилитировали. Сегодня известна судьба всех «дворянских гнезд» в России и помещичьих имений на Украине. Они сожжены разозленным пролетериатом, а их бывшие территории сейчас не узнать. Но следопыты при помощи Полтавского регионального отделения Национального олимпийского движения Украины уже одержали первую победу. Собрали средства на хороший памятник, который торжественно открыли в Полтаве. Теперь на очереди следующие шаги».

 

Александр Мазан, 22 марта 2015 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *