«НА ОЛИМПИЙСКОЙ ВОЛНЕ» УКРАИНЫ (выпуск – 6)

«Спортивный Донбасс». Олимпизм

Сегодня вашему вниманию предлагается шестой выпуск авторского перевода на русский язык книги Анатолия Волошина «На олимпийской волне», рассказывающей о малоизвестных страницах истории выступления украинских атлетов на Олимпийских играх.

«Для награждения героев соревнований существовало немало почестей. На их честь устанавливали скульптуры, сочиняли стихи, исполняли песни. Экспансивные и темперантные греки больше всего ценили благородство и мужество, честность и отвагу, проявленные в открытом бою. Одновременно не разрешалось осмеивать побежденных. Участникам и зрителям Олимпийских игр демонстрировали статуи, посвященные выдающимся атлетам. Как не восхищаться силой известного Милона Кротонского! Он шесть раз побеждал на Олимпийских играх, девять – на Нимейских, шесть – на Пифийских. Еще мальчиком у 532 году до н.э. он завоевал свою первую победу. А через 20 лет, на 63-й Олимпиаде, подняв на плечи убитого в честь его шестой победы здоровенного бычка, сделал с ним круг почета. А вечером, на банкете, самостоятельно съел этого уже зажаренного бычка.

На протяжении 30 лет побеждал в кулачных боях Феаген. На олимпийских и других играх тех времен он завоевал 1400 побед. Сейчас тяжело поверить в такое достижение спортсмена. Но исторические источники – вещь упрямая. На 79-й Олимпиаде победу среди кулачных бойцов праздновал Диагор из острова Родоса. Чемпионами становились также три его сына и два внука. Этот рекорд «семейственности» не превзойден до сих пор.

Какие же официальные награды получали олимпийские чемпионы в стародавней Греции? Во-первых, как отмечалось, всех ожидали почести и общее признание. В день победы атлет получал из рук судей пальмовую ветвь, а в последний день Игр – маслиновый венок, скрепленный лентой. В родные места победителей направляли скороходов или выносливых бегунов, чтобы заранее сообщить гражданам радостную весть. Навстречу олимпийскому чемпиону направляли представительные процессии. Героя вносили в города на кресле-носилках, возили на разукрашенных колесницах. Все это сопровождалось гимнами, банкетами, продолжающимися несколько дней. Олимпионика награждали ценными подарками, денежными премиями. Некоторым из них города предоставляли постоянное обеспечение, выделялись бесплатные места в театре, во время других интересных церемоний. Но и в далекие времена случались неприятные случаи. Так, боец из Сикиона Сосрате, чтобы выиграть схватку, во время борьбы ломал соперникам пальцы. Кревг из Эпидамны погиб в одном из поединков от запрещенных ударов, которые нанес ему Дамоксен из Сиракуз. Умершему установлен памятник, а нарушителя правил соревнований навсегда выгнали из олимпийской деревни.

Сурово осуждались и так называемые «переходы», которые сегодня широко практикуются в спорте. В частности, разгневанные кротонцы свалили статую своего кумира Астила, узнав о том, что тот за награду согласился бегать за Сиракузы. На пожизненную ссылку был наказан Сотад из Крита, который пытался выдать себя за жителя Эфеса. Трусов, преступников, взяточников, нарушителей присяги и договоров, жестоких и коварных атлетов и их покровителей эллины наказывали не только штрафами. Их били розгами, докоряли словом и т.д.

Быть зрителем на Олимпийских играх той поры, как свидетельствует некоторые источники, приравнивалось к худшему наказанию. Рабы предпочитали целый день крутить жернова, чем сопровождать хозяина. Август, когда проводились соревнования, был самым жарким месяцем. Реки Алтея и Клодея в это время высыхали. Существовал только один источник питьевой воды, к которому с самого утра сбивалась масса народа, чтобы напиться. Но, на целый день воды не наберешь. Приходилось бегать туда несколько раз в день. О том, чтобы помыться – нечего было и думать. Бани существовали лишь для участников Игр. Только для официальных лиц существовали помещения, которые уж никак нельзя было назвать гостиницами. Приезжие в основном ночевали в раскаленных палатках под открытым небом, не находя ночлега у местных жителей, т.к. Олимпия была небольшим поселениям. К этому следует добавить и смрад, исходивший из конюшень и открытых туалетов. Практически в самом центре олимпийской деревни размещались 70 алтарей, из которых, согласно ритуала, не разрешалось забирать мясо жертвенных животных. Из-за мух, слетавшихся на запах завонявшегося мяса, не видно было неба. Монотонная музыка, пение и мычание голодных, не напоенных и раздраженных животных, смрадный дым, запах пота и фекалий действовали на людей угнетающе, потерявших сознание уносили подальше. Только во времена Римской империи Герод Аттикус построил водопровод, который многокилометровым каналом соединил Олимпию с местами, откуда потекли целительные потоки воды. Больше внимания стали уделять и санитарной очистке.

Продолжение следует

Анатолий Волошин, «На олимпийской волне», Киев, 2008

Публикация и перевод на русский Александр Мазан, 13 марта 2015 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.