Город
Те из нас, кто учился еще в Советском Союзе, прекрасно помнят это произведение классика социалистического реализма Алексея Пешкова, больше известного по литературной кличке Максим Горький. В Лисичанске даже улицу его именем назвали, а в Северодонецке памятник ему поставили на одноименной же улице. Когда мы зачитывались Джеком Лондоном, Марком Твеном и обоими Дюма, нас в школе заставляли «опуститься «На дно», потом публично высмеять царский строй и тесную, вонючую ночлежку, как его порождение. Мы высмеивали, а потом удивлялись, почему при таком плохом царском строе были бомжи и ночлежки для них, а при процветающем социализме бомжи остались, а ночлежек для них не было, зато появились разновидности КПЗ под названием «спецприемник». Один мой одноклассник по ошибке свое сочинение по гениальному роману Алексея Максимовича так и назвал: «Ночлежка в романе М.Горького «На дне», как прообраз социалистического общежития». Учительница у нас добрая была и не стала сообщать куда надо, а то бы нынешний депутат Лисичанского горсовета Леонид Дмитриевич Фоменко, как начальник КГБ, сотоварищи, быстро разобрался бы. Но, сейчас – не об этом. Помните, там был такой странствующий старикашка Лука? Так вот, устами Луки «пролетарский писатель» Горький, который находил вдохновение, отдыхая в пролетарском санатории на Капри, сказал простые, но поистине золотые слова: «Там где тепло – там и Родина!» Наша Родина – Лисичанск. Кто-то называет его «малой Родиной». Но, как я могу называть «малой Родиной» «Подземгаз», с которым мы постоянно дрались? Или «Черноморку», где мы постоянно проигрывали в футбол? Но и это не столь важно. Судьба так распорядилась, что большинство из нас родились в Лисичанске и здесь нам «тепло», даже если городские власти не выполняют распоряжение своего косноязычного премьера и не включают вовремя отопление. Прав был Лука. Хоть и бомж. А еще прав был тот, кто сказал, что Родину, т.е. Батькивщину, не выбирают. Ну, не выбирают в Лисичанске «Батькивщину», хоть ты тресни. Как не выборы – все прут на избирательные участки друг поперед дружки, чтобы чертика своего поставить напротив Партии регионов, а потом позвонить своему начальнику на работу и доложить, что проголосовали, «как нада». Эта партия, «голубая», нас-де «согреет», «накормит», «оденет» и «обует»… Вот так «обутые» и ходим. Но, это – литература и совсем недалекая история, а еще мы в школе изучали математику. Говорят, что точнее науки не бывает. Так давайте обратимся к самой точной из наук, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений по поводу правильности сделанного нами выбора, поскольку, я так понимаю, литература и история нас ничему так и не научили, хотя мы себя дураками не считаем.
Когда Леонид Дмитриевич работал начальником КГБ, а Константин Александрович Гатилов возглавлял горком комсомола, а комсорг Верхнянского продОРСа Валя Полякова еще только училась не краснеть, когда Константин Александрович с Александром Ивановичем на комсомольских пьянках рассказывали похабные анекдоты, нас в школе заставляли готовить политинформации. Однажды я прочитал в «Новом путе» (с тех пор – это моя любимая газета и я всегда устраиваю скандал даже с близкими друзьями, когда вижу в их туалетах это помещенное на гвоздик и изрезанное для удобства издание), что город Лисичанск по своему экономическому потенциалу выше огромного перечня областей бывшего Советского Союза, таких, как Рязанская, Калужская, Владимирская, Смоленская, Курская…. Я с нескрывамой гордостью за свою «малую Родину» читал это своим одноклассникам, но на слове «Курская» учительница меня одернула и поправила: «Детки, Саша Мазан, конечно, молодец, но насчет Курской области он немножко ошибся. Читай, Сашенька, дальше, как там космические корабли бороздят…» После политинформации я подошел к Алине Михайловне и спросил: «А почему вы вычеркнули из моего текста Курскую область?» «Саша, ты комсомолец?» «Да!» «А кто тебе комсомольский билет вручал?» «Первый секретарь горкома комсомола Константин Александрович Гатилов». «А ты знаешь, «где ему теплей всего» по Горькому?» «В Лисичанске, раз это его Родина». «Нет, Сашок, Родина у него – как раз и есть Курская область, только жрать там нечего, вот он и приехал сюда уголек добывать, да вовремя понял, что в шахте сыро и страшно, вот и пошел билеты вручать комсомольские. Теперь понял, почему Курскую область нужно вычеркнуть из списка?» «Понял. Он когда из комсомольского возраста выйдет, то вернется к себе в деревню». «Ну и глупый ты, хоть и отличник. Его отсюда теперь сганым веником не выгонишь. Он еще тебе партбилет будет вручать…. Если ты себя хорошо будешь вести и никому не рассказывать об этом…»
С тех пор эта бумажка с зачеркнутой в ней Курской областью, где Константину Александровичу не так «тепло», как в Лисичанске, так и хранится у меня. Константин Александрович партбилет мне так и не вручил – ни тогда, когда руководил в Лисичанске Компартией, ни когда руководил Партией регионов. Наверное, я себя плохо вел и рассказываю вам сейчас о том, о чем возглавляемые Константином Александровичем партии предпочитают молчать. Но, мы с вами договорились порассуждать о математике, то бишь, с цифрами в руках. Лисичанск еще 4 года назад продолжал поражать своим экономическим потенциалом всю страну. Шутка сказать, но в нашем городе производилось 2,9% ВВП Украины. Не какой-нибудь Кыргизии или Армении, а мощной индустриальной державы. В областном масштабе эта цифра исчислялась 35%, потом – 32%. Но…
В начале 2010-го на всех ветвях власти прочно уселась Партия регионов, начиная от Януковича, заканчивая Дунаевым и депутатами-регионалами на мажоритарных избирательных округах Лисичанска. Началось «пакращення». Через 3 года «пакращення» и «реформирования» всего и вся скрупулезные дамочки из управления статистики облгосадминистрации на своих китайских калькуляторах «наклацали» уже другую цифру – 5,1%. Такова лепта Лисичанска в ВВП Луганщины.. Это было – на начало 2013 года. Это есть математика и попробуйте мне что-нибудь возразить. Рядом с этой «тетрадкой» по математике у нас с вами лежит «тетрадка» по литературе, а там что мы с вами изучаем? Правильно, — «На дне». Видите, как эти две, казалось бы, совершенно разные науки взаимосвязаны.
Если у вас от литературы, истории и географии (не зря же мы Курскую область упоминали и миграцию трудовых ресурсов в Советском Союзе), а тем более от этой математики с ее колючими и неудобными цифрами, уже пошел дым из ушей, то для разрядки – анекдот.
«Когда наша подводная лодка опустилась на самое дно и мы уже подумали, что дальше — некуда, то снизу постучали». Оказывается, начало 2013-го с «пакращенням життя» и его 5,1% ВВП всей Луганской области – это не дно. «Снизу», т.е. из управления статистики все той же облгосадминистрации «постучали» и сказали: «Алё! Лисичанск? Партия Регионов? Примите телефонограмму: «По итогам 10-ти месяцев 2013 года доля Лисичанска в ВВП Луганской области составляет 0,9%». «Шо-шо? Может вы перепутали? Может 9%?» — не верит своим ушам секретарь горсовета от Партии регионов Власов, у которого от удивления портрет Януковича со стены упал. «Записали, штоль? Примите к сведению, разберитесь… Да не разберите. Вы уже «Лиссоду» разобрали, а разберитесь и принимайте меры» — не унимается телефон. «ПР…ПР…ПРиме-ме-ме-ме-м-м-м!» — только и смог выговорить невесть откуда взявшийся в кресле руководителя города юноша, ранее занимавшийся у Дунаева лизингом…. Тьфу, ты… опять надо объяснять? Объясняю еще и еще раз для моего соседа дяди Васи и тех, кто до сих пор не освоил азы экономики и финансов. Лизинг – это не то, что вы подумали. И не имеет никакого отношения к дружбе Власова с поп-звездой Пенкиным. Лизинг – это… Такой способ зарабатывать деньги. Или очень большие деньги, ничего не производя. «Так они же и зарабатывают!» — так и не дошло дяде Васе, но я не собираюсь тратить такую драгоценную газетную площадь для «ликбеза».
Вдумайтесь в эту цифру – 32% в конце 2009-го и 0,9% — в конце 2013-го. Знаете, какая первая мысль возникла у Михаила Львовича Власова? «Что же теперь будет с городом?» Нет. Что вы. Его заточенный под лизинг, т.е. зарабатывание денег, не производя никакого ВВП, разум подумал: «А что же теперь будет с моей зарплатой и премией в 100%? Ведь поступлений в городскую казну уже нет?» Вот-вот. Что-то подобное сказал и еще один литературный герой – Шариков, когда услышал от профессора (оказывается, бывают не только «проФФесоры», но и профессоры) Преображенского о его 0,9%: «А где же я теперь столоваться буду? Я без пропитания не могу!»
Да не волнуйтесь вы за наших Шариковых. Без пропитания они никогда не останутся. Это денег на неотложные операции лисичан они найти не могут, а о своих карманах они никогда не забудут. Даже если еще раз «постучат» из статистики и скажут: «0,0000….» Некоторые знатоки мне возразят, мол, что ты людей пугаешь своими цифрами. Государство дотации выпишет и будем мы жить «пакращенные», да припеваючи. А где же взять денег такому государству ихнему, когда таких «ям» бездонных, как Лисичанск, — пруд пруди? Вы посмотрите с нашей высоты птичьего полета на соседний «Азот», дававший около 20% областного ВВП. Так там дымит лишь одна труба – Северодонецкой ТЭЦ. Гигант украинской химии ОСТАНОВИЛСЯ и надолго (об этом – в других материалах). Откуда деньги брать в казну, если экономика не работает, если ВВП нет?
Константин Александрович! А нынче в родной деревне на Курщине, поди, теплее… Да и партию пора менять. Вам ведь не впервой. Снизу уже стучат настойчиво.
Александр Мазан, 13 ноября 2013 года