ИСТОРИЯ ОДНОГО ПАМЯТНИКА

Город

Я не такой маститый историк и краевед, коими есть Почетный гражданин Лисичанска Юрий Кострица или начальник управления градостроительства и архитектуры Лисичанского горсовета Николай Ломако, но по роду своей работы и прирожденному стремлению к познанию истории родного края часто приходится изучать и анализировать различные исторические факты. Тем более, если они имеют отношение к нашему краю. 7-го мая мне пришлось сопровождать группу ветеранов Великой Отечественной войны и шахтерского труда «Шахты им. Д.Мельникова», возлагавшей венки к памятникам воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых пунктов нашей акции было возложение цветов к Мемориалу памяти погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков, которых фашисты бросали в шурф, находящийся рядом с «Шахтой «Черноморка» на улице Черноморская в Лисичанске-1. Ветеран шахтерского труда Павел Григорьевич Карауш попросил водителя автобуса остановиться возле участка водоотлива «Шахты «Черноморка» ГП «Укруглереструктуризация» на ул. им. Городовикова, 1, где пригласил в состав делегации начальника участка Евгения Семеновича Белянина. Это его небольшой и дружный коллектив привел в порядок Мемориал на Черноморской и прилегающую территорию. И делают это Белянин с подопечными к каждому празднику. Совершенно бескорыстно. «Могли бы сделать и больше, — говорит Евгений Семенович, — но людей у меня маловато. Но, что можем, то делаем. И памятник погибшим шахтерам «Шахты «Черноморка» приводим в порядок и окружающую территорию. Стараемся, как можем». Сама же территория участка водоотлива напоминает не промышленный объект, а, скорее, какой-то парк. Там и стилизованное гнездо с аистом на высоте 6-ти метров, там и другие объекты малых архитектурных форм. И везде – порядок. Под звук падающей из трубы воды (200 кубометров воды в час поднимают из-под земли насосы участка водоотлива «Черноморки») ветераны «Шахты им. Д.Мельникова» замечают, что если бы не было этого подразделения Евгения Белянина, то вода бы пошла в выработки «Шахты им. Д.Мельникова».

Тем временем подъехали к Мемориалу. Вокруг – тихо, птички поют, и просто невозможно подумать, что в таком месте и в такую тихую летнюю ночь здесь фашисты бросали в преисподнюю сотни наших земляков и пленных воинов Красной Армии.

Рассказывает житель поселка «Черноморка» Александр Зайцев: «Я еще мальчишкой был в начальных классах и помню, как к моему отцу приходил один его товарищ, которого я сейчас даже имя не вспомню. Так этот товарищ в годы войны был как раз такого возраста, как я. И он жил на Черноморском тупике, как называли нынешнюю улицу Черноморская. Однажды в теплое время года (точно не помню, но знаю, что это было не зимой) он спрятался в кустах неподалеку и с товарищами наблюдал такую картину. К шурфу («Шахты «Черноморка» тогда еще не было, а в этом районе была какая-то небольшая шахта с каким-то номером и с добавкой «бис») подъехало довольно много вооруженных немцев, которые окружили территорию вокруг шурфа. Это было ночью. Потом стали одна за другой подъезжать грузовые машины, в которых привозили и пленных красноармейцев, и местных жителей. Среди местных были евреи, коммунисты, подпольщики. Всех сбрасывали в шурф. Какая была глубина шурфа – никто не знает. Но товарищ моего отца точно помнит, что выстрелов там не было. Т.е. их бросали в шурф живыми. Картина, конечно же, была страшная и на всю жизнь отложилась в памяти тогда еще черноморского парнишки. Вспоминал он об этом со слезами на глазах».

Кроме того, Александр Михайлович рассказал, что вокруг Мемориала раньше был забор в виде крупой металлической цепи, но у кого-то из лисичан, о которых великий Шевченко написал: «Ви ж так люди – не собаки», поднялась руки украсть эту часть Мемориала, которая сдается в металлолом, а у другой группе лисичан – имеющей властные полномочия – не хватает совести восстановить Мемориал. А то торчат из земли остатки металлического крепления, и хорошо, что я попросил ветеранов осторожнее ступать возле памятника, чтобы ненароком не получить ранение через 69 лет после войны на таких вот «минах», заложенных местными гопниками-металлистами, за свободу которых полегли в шурфе сотни людей и рискуют травмироваться выжившие в той войне.

Александр Мазан, 8 мая 2014 года

Запись опубликована в рубрике Город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *