85 ЛЕТ НАЗАД  СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ НАПИСАЛ УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ

Город

Продолжая рассматривать ретроспективу творчества нашего великого земляка Сергея Прокофьева, нельзя не отметить такой интересный факт в его творческой биографии,

имевший место 85 лет назад. Об этом рассказывается в программе-вкладыше к сборнику пластинок известной советской фирмы «Мелодия», увидевшему свет в 1981 оду под названием «Сергей Прокофьев. Концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром». Кстати, вскоре такой сборник пополнит фонды филиала «Донецкого областного краеведческого музея» — «Музея Сергея Прокофьева» в Красном Покровского района Донетчины, но об этом – в другом материале. А сегодня – о том, над чем работал Сергей Прокофьев 85 лет назад.

«Весной 1931 года Прокофьев получил заказ от австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку на фронте мировой войны. Речь шла о фортепианном концерте для одной левой руки. Витгенштейн славился своей инициативой и не жалел средств на создание для себя специального репертуара: по его заказу сочинили леворучные концерты Рихард Штраус и Морис Равель (как известно, превосходный концерт Равеля стал вскоре исполняться крупнейшими пианистами). В Прокофьеве проснулся своего рода спортивный азарт: можно ли разработать блестяще виртуозную фактуру сольной партии, ограничившись пятью пальцами левой руки? После «антивиртуозных» пьес, сочинения №52 и нескольких анемичных по фактуре «Вещей в себе» ему вновь захотелось испытать себя в изобретении сверхсложных эффектов фортепианной игры. Четвертый концерт, сочинение №53, так же как и балет «На Днепре», сочинялся не без внутренних сомнений. «У меня у самого не установилась точка зрения: иногда он мне нравится, иногда – нет», — признавался автор. Но судьба нового концерта оказалась неудачливой: Витгенштейн был напуган «сложностями» прокофьевской пьесы и отказался ее играть («Благодарю Вас, но я… не понимаю ни одной ноты»). Сергей Сергеевич тогда же задумал двуручную версию концерта, но, по условиям договора, рукопись в течение четырех лет считалась собственностью заказчика.  В результате «леворучный» Четвертый концерт вообще ни разу не прозвучал при жизни автора, хотя музыка его отличается увлекательной виртуозностью и светлым обаянием лирических страниц. Ряд успешных исполнений Четвертого концерта состоялся лишь после смерти Прокофьева: в Германии (Зигрфрид Рапп), в США (Рудольф Серкин) и в СССР (17 ноября 1959 года, Анатолий Ведерников). Лишь немногие парижские друзья, например, Пуленк, смогли высоко оценить столь скоропалительный концерт. «Прокофьев играл мне его несколько раз, и это, конечно, одно из самых лучших его сочинений… Почему его не публикуют?» — писал Пуленк двадцать лет спустя».

 

Александр Мазан, специально для «Донецкого областного краеведческого музея», 15 октября 2016 года

Запись опубликована в рубрике Город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *