Просмотры 163

ЮРИЙ КОСТРИЦА. «У ИСТОКОВ ГОРНОЗАВОДСКОГО ДЕЛА» (часть 26)

ЮРИЙ КОСТРИЦА. «У ИСТОКОВ ГОРНОЗАВОДСКОГО ДЕЛА»«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«Лисичанскуголь»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 90)

«Музей истории горного дела Лисичанского каменноугольного района» ПАО «Лисичанскуголь» в рамках проекта «История и краеведение Донбасса» продолжает

публикации знаковых работ известных историков и краеведов. На этот раз вашему вниманию предлагаются «Очерки истории развития Лисичанского каменноугольного района» под названием «У истоков горнозаводского дела» одного из основателей «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района» ПАО «Лисичанскуголь» Юрия Кострицы , вышедшие отдельным изданием в российском Ростове-на-Дону в 1994 году.

 

СОЗДАНИЕ УГОЛЬНОГО ТРЕСТА (часть 1)

С 1933 года произошли новые изменения в организационной структуре управления угольной промышленности Донбасса. Стали создаваться угольные тресты. К 1940 году в Донецком угольном бассейне (Донбассе) насчитывалось 25 трестов. Все они были объединены  в три комбината, каждый из которых распостранял свое влияние в границах одной из областей: «Сталинуголь» — в Сталинской (ныне — Донецкой) области, «Ворошиловградуголь» — в Ворошиловградской (ныне – Луганской) области, «Ростовуголь» — в Ростовской области (Российская Федерация). В первых двух комбинатах насчитывалось, соответственно, 11 и 10 трестов. В комбинате «Ростовуголь» — четыре треста. В комбинат «Ворошиловградуголь» входили тресты: «Сергоуголь», «Кировуголь», «Первомайскуголь», «Лисичанскуголь», «Краснодонуголь», «Ворошиловградуголь», «Донбассантрацит», «Свердловуголь» и «Фрунзеуголь». Трест «Лисичанскуголь» был образован осенью 1935 года. В его подчинение передали 11 наиболее крупных шахт Лисичанского каменноугольного района, в том числе: №1-2 (бывшая «Шахта Константина Скальковского»), №1-2 им. Дмитрия Мельникова (до 1926 года – «Шахта Братьев Шмаевых»), им. Артема («Корунды»), им. ОГПУ («Евгеньевка»), «Черноморка», им. Титова, им. Крупской, им. Войкова, «Кременная-Восточная» и другие. «Шахта «Кременная-Восточная» спустя несколько лет стала передовым предприятием с высокой организацией производства.

До 1941 года добыча угля на шахтах треста из года в год увеличивалась. Но, потребность в угле тоже росла в связи с вводом в строй новых промышленных предприятий. Разрыв между потребностью в топливе и возможностью его добычи можно было сократить в основном за счет строительства новых угольных предприятий. Поэтому в предвоенные годы в ряде угледобывающих районов Донбасса начинается закладка новых шахт. Трест «Лисичанскуголь» в 1936 году начинает строительство двух новых шахт: «Новодружеская» невдалеке от Пролетарска (ныне в составе Лисичанска) и «Кременную-Западную» в Кременной. Самыми крупными из действующих шахт треста считались «Шахта №1-2» с суточной добычей 800 тонн угля и «Шахта №1-2 им. Дмитрия Мельникова», добывавшая каждые сутки свыше 600 тонн угля. Остальные шахты уступали им по добыче, но, при условии развития подготовительных работ и внедрения механизации могли сделать существенный вклад в повышении угледобычи по тресту. Такая возможность была в полной мере использована руководством треста, и максимальное внимание стало уделяться проходческим работам. Это привело к тому, что к концу 40-х годов трест «Лисичанскуголь» стал превосходить  все угольные тресты бассейна как по объему проводимых подготовительных работ, так и по добыче угля, получаемого из подготовительных забоев.

Централизованное снабжение, установленное в угольной промышленности, обеспечивало регулярное поступление на шахты новой горной техники. Спустя пять лет после создания треста в забоях лисичанских шахт работало свыше 50-ти врубовых машин, механизация  транспортных работ превысила 50%. Широкое применение находили качающиеся конвейеры, скреперные установки, отбойные молотки.

В 1938 году на строящейся «Шахте «Новодружеская» начались испытания одного из первых отечественных комбайнов Ч-3, спроектированного механиком «Треста «Лисичанскуголь» Н.А.Чихачевым совместно с харьковским проектным отделом треста «Шахтострой» и построенного на «Горловском машиностроительном заводе». Испытания комбайна проходили в вентиляционном квершлаге по глинистым и песчаным сланцам и за полтора месяца было пройдено 36 метров выработки круглого сечения («История технического развития угольной промышленности Донбасса», том 1, глава 24, страницы 424-425).

Успешные испытания создали неплохие предпосылки для дальнейшего развития комбайностроения на машиностроительных заводах бассейна. Однако, начавшаяся в 1941 году война с Германией не позволила конструкторам и машиностроителям осуществить свои замыслы. Фронт быстро приближался к Донбассу и было принято решение о выводе из строя всех угольных шахт, чтобы противник в случае оккупации бассейна не смог воспользоваться его богатствами и наладить добычу угля. Намеченную акцию по выводу из строя шахт «Треста «Лисичанскуголь» методом их взрыва удалось провести перед самым приходом фашистских войск на территорию Лисичанского района в начале лета 1942 года…

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 21 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *