СЕРГЕЙ КАЛЕНЮК, НИКОЛАЙ ЛОМАКО: «ТЕРРАФОКСЫ И ДРУГИЕ ЛИСИЧАНЕ» (выпуск 7)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 149)

Сергей Каленюк и Николай Ломако. Лисичанск. ЧП «Принтэкспресс», 2010 год, тираж 200 экз.

В этой книге читатель узнает о террафоксах, первыми заселивших лисичанские кручи, которые ошибочно называют Сокольими горами, и о казацком прошлом Верхнего,

о роли Григорий Капустина, Леонида Лутугина и Дмитрия Менделеева в истории Лисичанска, о лисичанских корнях Петра Войкова, чьим именем названы десятки заводов, шахт, улиц, нечто новое о писателе Петре Северове, поэте Владимире Сосюре и его друге – лисичанском художнике Илларионе Горохе. Книга будет интересна тем, кто не равнодушен к истории своей малой родины – Лисичанску.

Книгу представляет библиотека «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» совместно с авторским проектом Александра Мазана «История и краеведение Донбасса». Автор публикации позволил себе некоторые редакторские правки.

 

(продолжение)

 

…Террафоксы «преподнесли» редкий подарок исследователю их культуры профессору Сергею Санжарову, экспедиция которого в сезон 2007 года в одном из курганов возле «Лисичанского желатинового завода» на глубине одного метра обнаружили глыбу из песчаника весом в 300 килограммов и размерами 1,3х0,5х0,4 метра, на котором имеется изображение первопредка.

Такие каменные изваяния, которым приписывались человеческие качества, назвали антропоморфными стелами. Спереди и сзади на стеле изображены предметы обихода людей: лук, топор, пояс и солярные знаки, которые символизируют Солнце. Считалось, что Солнце выезжает на колеснице, спицы колес которой изображены в виде креста, потому и различного вида кресты относятся к солярным знакам. Всех поразил солярный знак в виде круга с девятью точками по его окружности. Напрашивается мысль: возможно, это – Солнце и девять планет Солнечной системы. Но, люди, не умеющие писать, не могли знать устройство Солнечной системы. Присутствовавший на раскопках известный украинский  археолог Яков Гершкович пояснил, что на стеле из песчаника изображено некое божество, за поясом у которого находятся лук и топор, на одной стороне в круге изображен крест – символ жизни, крест в двух кругах – символ смерти, а круг с девятью точками – это символ жизненного пути будущего человека. Так как стела устанавливалась на кургане, который играл роль святилища, то человек, приходивший помолиться своим богам, обходя по кругу курган, как бы проходил   свой жизненный путь, отсчитывая отпущенное время: рождение – жизнь — смерть и так далее снова по кругу.

Стела стояла на поверхности кургана около тысячи лет, поэтому многие изображения стерты. Профессор Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля Сергей Санжаров считает, что в этом кургане был погребен очень влиятельный человек и стела стояла столько, сколько в этом районе обитали «катакомбники». Потом пришли «срубники», которым все катакомбное чуждо, свергли изваяние, насыпав сверху свое погребение, и стела оказалась внутри кургана. Подобных стел в Украине найдено не меньше десятка, но то были случайные находки вне разрушенных могильников. Эта – единственная, сохранившаяся в уцелевшем кургане. Пока – единственная, потому что курганов на земле лисичанской еще много и изучение террафоксов продолжается.

Возможно, древние представляли курган как своебразную модель мира, где курганная насыпь была символом небесного свода, а само погребение в земле ассоциировалось с подземным миром, где была другая жизнь, земная же поверхность – мир живых, которые приходят в этот мир на короткий миг из Космоса по пути в иную, неведомую нам, живущим на Земле, жизнь. Может быть, древние террафоксы знали то, чего не знаем мы? И свои знания они передавали нам через символику солярных знаков, Луны и Солнца с планетами, следов ступни, «древа жизни» и других знаков, но, только расшифровав и поняв их, мы познаем истину…

 

(продолжение следует)

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 6 ноября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *