СЕРГЕЙ КАЛЕНЮК, НИКОЛАЙ ЛОМАКО: «ТЕРРАФОКСЫ И ДРУГИЕ ЛИСИЧАНЕ» (выпуск 19)

Лисичанск«История и краеведение Донбасса» (выпуск 309)

Сергей Каленюк и Николай Ломако. Лисичанск. ЧП «Принтэкспресс», 2010 год, тираж 200 экз.

В этой книге читатель узнает о террафоксах, первыми заселивших лисичанские кручи,

которые ошибочно называют Сокольими горами, и о казацком прошлом Верхнего,о роли Григория Капустина, Леонида Лутугина и Дмитрия Менделеева в истории Лисичанска, о лисичанских корнях Петра Войкова, чьим именем названы десятки заводов, шахт, улиц, нечто новое о писателе Петре Северове, поэте Владимире Сосюре и его друге – лисичанском художнике Илларионе Горохе. Книга будет интересна тем, кто не равнодушен к истории своей малой родины – Лисичанску.

Книгу представляет библиотека «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» совместно с авторским проектом Александра Мазана «История и краеведение Донбасса». Автор публикации позволил себе некоторые редакторские правки…

(начало – в предыдущих выпусках)

 

 

«ПОЧЕМУ С ЛИСИЧАНСКИХ ХОЛМОВ УШЛИ ОЛЕНИ, А ПОСЕЛИЛИСЬ СОКОЛЫ» (часть 1)

Долго в Лисичанске считали, что холмы крутого правого берега Северского Донца, на которых расположен город, называются Оленьими горами. В 1960 году – к 250-летию города – на удобном и просматриваемом с левого берега месте, была даже установлена асбоцементная фигура оленя. Это место жители так и назвали – смотровая площадка «Олень». Отсюда открывается замечательная панорама соседнего Северодонецка и его главного предприятия – химического гиганта «Азот». Как на ладони виден Северский Донец, мост через реку, водная станция, леса и озера. Площадка расположена над обрывом очень давнего карьера, где еще тысячу лет назад половцы брали камент для изготовления фигур своих «баб» — каменных изваяний, устанавливаемых на курганах могильников и святилищ. Сегодня на это символическое место любят приходить и встречать рассвет нового дня, первого в своей «новой» жизни, выпускники школ. Сюда привозят туристов экскурсионные бюро, приходят художники на этюды.

Но, как-то вдруг, как гром среди ясного неба, лисичане узнали, что никогда возвышенность, на которой стоит Лисичанск, не носила название Оленьи Горы, а «Олень» стоит на высокой круче совсем некстати. А полагалось бы парить над высокими Донецкими кручами «соколам – этим хищным птицам, летающим парящим полетом» — так красиво и поэтично описал их краевед Владимир Подов – автор солидного тома «Истории города Лисичанска», а также десятков других книг по истории Донбасса. Владимир Иванович Подов не только придумал поместить Лисичанск на Сокольих горах, но и создал новую историю самого города. Символом этой истории и стали Сокольи горы. До него лисичане знали историю своего города по книге Никиты Васильевича Лопатина «У Колыбели Донбасса». По версии Лопатина история Лисичанска начиналась в 1710 году, когда в Лисьей Балке, расположенной в Оленьих Горах – возвышенности Донецкого кряжа, простирающейся по правому берегу Северского Донца, появились три шалаша запорожцев (шалаш был у Ленина в Разливе, а казаки жили в куренях – прим. Александр Мазан). Олень, вставший над лисичанской кручей в год празднования 250-летия Лисичанска, стал кабы символом этой истории…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, 24 ноября 2018 года

Запись опубликована в рубрике Город, х История и краеведение Донбасса х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *