«Спортивный Донбасс». Футбол
Одним из первых нынешнюю украинскую диаспору в бельгийской Юпилер-лиге пополнил воспитанник донецкого «Шахтера» Сергей Болбат из Волновахского района Донетчины.
Нынешний его клуб «Локерен» не блещет успехами в далеко не сильнейшей лиге Европы, но, как говорят в «русском миру», лучше быть первым парнем в бельгийской деревне Локерен, нежели одним из многих в нынешнем непонятно каком городе Донецке. Один из самых талантливых и подававших большие надежды в совсем недалеком прошлом украинских футболистов Сергей Болбат поделился своими европейскими буднями с корреспондентом ресурса football24.ua Олегом Бабием. Этот материал «Спортивный Донбасс» предлагает вашему вниманию по версии издания «Гол!», сохранив стилистику оригинала.
«Интервью? Без проблем. Давайте согласуем время». Болбат с первых же слов приятно поразил открытостью и радушием. В чемпионате Бельгии он выступает второй сезон. В его активе – 33 матча и 5 голов в национальном первенстве. К слову, в новом сезоне Сергей отличился уже дважды: забил «Остенде» и «Вестерло». Причем, один из этих голов стал маленьким шедевром – Болбат прошел нескольких соперников и из-за пределов штрафной пробил точно в угол ворот.
— Сергей, вы сразу согласились на интервью. Среди футболистов это бывает не так уж часто – многих приходится упрашивать и убеждать… Соскучились по общению и Украине?
— В принципе, я стараюсь никому не отказывать в интервью. Неважно – кто звонит и когда. А по Украине я действительно соскучился. Просто невероятно! Я же в Бельгии уже второй год.
— Часто ли вам удается приезжать домой?
— Это случается, когда есть отпуск – летний или зимний, на Новый год. Иногда получается вырваться, когда возникают небольшие перерывы на матчи сборных. В основном же время провожу в Бельгии.
— Как у вас с адаптацией к новой стране и менталитету? Уже привыкли?
— Да. Можно сказать, что уже полностью адаптировался. Но сначала, когда только приехал – месяцев два-три, наверное – было просто ужасно трудно. Переезд, документы, бытовые условия, инфраструктура команды… В Украине принято, чтобы была клубная база, комната отдыха. Здесь такого нет. Все очень экономно. Но в Бельгии это считается нормой. Нужно было привыкнуть. Небольшие базы есть только у самых больших клубов страны, которые играют в Лиге чемпионов. Как делают все остальные? Собираются на стадионе, рядом с которым – 1-2 тренировочных поля. На этих полях занимаются. Поскольку нет базы, то нет и комнаты отдыха. Тренировки, потом обед, после которого ты посидишь час-полтора и идешь на вторую тренировку.
— Локерен – город небольшой, буквально 40 тысяч населения. Что здесь может заинтересовать обычного туриста?
— На самом деле в Локерене туристов нет (улыбается). Это действительно маленький город, ничего особенного. Все едут в большие города – Брюссель, Антверпен.
— К чему труднее всего было приспособиться в быту?
— Каждая мелочь создает общую картину, которая дает тебе почувствовать – ты находишься не дома. Начиная с банков, паркингов, регистраций, оплаты за электроэнергию… Все намного отличается от того, к чему мы привыкли.
— Тотовицкий рассказывал, что был поражен тем, насколько в Бельгии строго с сортировкой мусора. Вы также удивились?
— Конечно. Здесь это очень важная обязанность – тщательно все сортировать. Такие правила. Если их будешь не соблюдать – получишь штраф. Мусор вывозят раз в неделю. Что же, раз в неделю – так раз в неделю (смеется). Будем так делать, как принято.
— Милевскому жизнь в Европе нравилась тем, что там никто не лез в душу, не нарушал личное пространство. Свобода по-европейски вам импонирует?
— В этом плане действительно есть большая разница между Украиной и Европой. У нас все гораздо строже – те же заезды команды на базу перед игрой. Здесь такого нет. Есть полная свобода действий. Считается, что ты – профессионал, и должен сам отвечать за свои поступки.
— На сколько рассчитан ваш контракт в «Локереном»?
— До окончания этого сезона.
— Что дальше? Вы уже думали над этим?
— На самом деле, пока не думал. Все мысли у меня связаны с этим сезоном в «Локерене». Тренируюсь, работаю, играю.
— И все же, вы бы хотели продолжить карьеру в Бельгии, или, может быть, есть стремление вернуться в «Шахтер» и доказывать?
— Хотел бы вернуться в «Шахтер» — доказывать и играть. Тем более, играть в своей родной команде – это лучшее, что может быть. Так или иначе, хочется попасть в более сильный коллектив. «Локерен» — хорошая команда, но я чувствую, что мог бы сыграть в более сильном клубе. Сейчас главное – стабильно и солидно отыграть этот сезон, чтобы иметь почву для разговора.
— В «Локерене» вы – игрок основного состава. Однако приглашения в сборную Украины нет. Расстроены?
— Я полон решимости дальше доказывать тренерскому штабу сборной, что достоин этого вызова. Конечно, каждый игрок мечтает попасть в национальную команду. Пока, наверное, недостаточно хорошо себя проявил. Значит, нужно работать еще упорнее. Никаких проблем с этим нет.
— «Локерен» пока – наименее результативная команда в чемпионате Бельгии. Почему такие серьезные проблемы в атаке?
— Если честно, не знаю. Первую часть сезона мы провалили. Тренера отправили в отставку, у нас сейчас новый наставник. Надеюсь, все наладится и «Локерен» будет забивать больше.
— Команда борется за выживание, хотя еще недавно играла в еврокубках. С чем связан такой резкий регресс?
— Команда с тех пор сильно изменилась. Я играл против «Локерена» в Лиге Европы за «Металлист». Теперь, когда познакомился с игроками бельгийского клуба, взял тогдашний состав, чтобы посмотреть, против кого пришлось играть. Оказалось, что из того состава осталось 5-6 исполнителей. По сути, это новая команда. Многие факторы можно назвать, но это не оправдание, конечно.
— Традиционная просьба к легионеру: сравните чемпионаты Украины и Бельгии.
— Еще три года назад чемпионат Украины был очень сильный. Матчи тогда напоминали настоящие зарубы, финансирование осуществлялось на стабильно высоком уровне. В еврокубках проявляли себя. Топовый уровень был у нас. Сейчас же заметно, что он очень ощутимо упал. Поэтому чемпионат Бельгии по состоянию на сегодня – сильнее и, как минимум, интереснее. Каждый футболист понимает, что такое играть, когда полный стадион. Когда 8-10 тысяч приходит. Для нашего маленького города это достаточно много.
— Ворота «Локерена» защищает Бубакар Барри – известный голкипер сборной Кот-д’Ивуара. Что это за парень? Какой он в жизни?
— Он уже взрослый – ему 35 или 36 лет (смеется). Барри – очень веселый, постоянно шутит. У нас с ним хорошие отношения. И, знаете, совсем не чувствуется разница в возрасте.
— Позволяет себе приколоться над ним в ответ?
— Да, бывает. Среди футболистов всегда такая атмосфера.
— Также вашими одноклубниками являются игроки сборной Исландии – Ингасон и Скуласон. Ребята не зазвездились после Евро-2016?
— Нет, абсолютно! Хорошие ребята. Также смеемся над ними, шутим. Когда в сентябре Украина принимала Исландию, мы много общались на эту тему. Но важных секретов сборной Украины я им не сказал (смеется).
— С кем больше всего сдружились в команде? С кем делите гостиничный номер на выездах?
— Это словацкий защитник Бранислав Нинай. Мы в жизни тесно общаемся, и на тренировочных сборах в одном номере живем.
— Как Жажа Коэльо поживает? Он еще способен удивить шедеврами, как в «Металлисте»?
— Конечно! Вот недавно очень круто забил со штрафного. Прямо как в «Металлисте». Но сейчас Жажа чаще стал травмироваться. Ему 30 лет и возраст начинает сказываться. Два матча сыграет, потом один пропускает – восстанавливается от травмы.
— Часто вспоминаете вместе в ним «Металлист», который вы потеряли?
— Частенько. Мы с Жажей в клубном автобусе сидим рядом, поэтому бывает… ностальгирует.
— Какие в «Локерене» традиции празднования важных побед, или дней рождения?
— Есть один прикол, который существует в клубе с давних времен и связан с мужчиной, который отвечает за экипировку команды. Если побеждаем, он заходит в раздевалку, говорит специальную реплику, а вся команда поливает его водой (улыбается).
— Юрий Ткачук, который выступает за дубль «Атлетико», рассказывал, что у них вся команда раздает имениннику подсрачники…
— Ха-ха! У нас такого нет. Поздравили – и все.
— На каком языке происходит общение в команде?
— Абсолютно все – на английском языке. Мне очень повезло в этом плане. Тренеры, игроки, расписание – все на английском. Классно!
— Недавно «Локерен» проиграл «Андерлехту». Единственный и победный гол забил Теодорчик. Вас лично он впечатлил?
— Действительно, Теодорчик проводит очень хороший сезон. Играет в свою игру по максимуму. Все ему удается, почувствовал уверенность, поймал волну. Без Теодорчика «Андерлехт» точно не был бы среди лидеров чемпионата. У них Лукаш – половина команды. Они выиграли у нас благодаря судейским ошибкам и одному моменту, реализованному Теодорчиком.
— Кстати, вам не странно, что «Динамо» отпустило Теодорчика и осталось практически без форвардов?
— Не мне решать. Я могу только прокомментировать, как Теодорчик играет в чемпионате Бельгии.
— Ваш лучший матч на бельгийской земле?
— Наверное, в конце прошлого сезона против «Мехелена». Я тогда две голевые передачи отдал.
— Как часто бельгийские журналисты обращаются с просьбой о комментировании или интервью?
— В основном они общаются с тобой, если совершаешь какое-то результативное действие в матче. В других случаях обращаются к местным игрокам. Затем из показывают по телевидению. Если же интервью буду давать я – нужен переводчик, а это уже дополнительные хлопоты.
— Как опишите бельгийцев, их менталитет?
— Если у тебя проблемы и ты обращаещься за помощью – не думаю, что кто-то из бельгийцев тебе откажет. И все же менталитет отличается от нашего – чем-то в лучшую сторону, чем-то в худшую. Иногда видишь что-то и думаешь: у нас бы так.
— Безус, Тотовицкий, Малиновский. Вы со всеми ребятами на связи?
— Конечно. И видимся, и списываемся, и созваниваемся.
— Кому из них адаптация в Бельгии дается тяжелее всего?
— В принципе, сначала любому человеку сложно. Когда переезжаешь в другую страну – вся твоя жизнь меняется. Это непросто. Если абстрагироваться от этого, может быть, немного тяжелее Руслану Малиновскому, который получил сложную травму. С другой стороны, его клуб «Генк» заботится о нем, предоставляет ему всевозможную помощь. Руслан занимается, восстанавливается и скоро должен вернуться на поле.
— Когда собираетесь вместе, как отдыхаете? Какие в Бельгии варианты развлечения?
— Шоппинг, ресторан… А вот в кино идти нет смысла – языковой барьер дает о себе знать. Не очень часто удается пересечься с ребятами. Тренировки, матчи, туда-сюда.
— Что вам из бельгийской кухни больше всего понравились? И существует ли такое понятие, как «бельгийская кухня»?
— Наверное, нет (смеется). Все классические блюда – паста, картофель – у них присутствуют. Кстати, бельгийцы категорически не едят суп. Не знаю, почему.
— А дома вы готовили борщ?
— Да. Девушка готовит. По украинской кухне я не скучаю. Все есть.
— В Instagram и Facebook вы часто публикуете фото с любимой. Нескромный вопрос: когда свадьба?
— Я думаю, что в скором времени. Уже сделал ей предложение.
— Свою собаку на фото вы называете «булочником». Почему?
— Не знаю. Это первое, что пришло в голову (смеется). Не обращайте внимания».
Александр Мазан, 19 декабря 2016 года