ПАМЯТИ ВИКТОРА КРЮЧКОВА

Лисичанскуголь

Сегодня перестало биться сердце замечательного человека, многолетнего руководителя и знатного горняка – Виктора Крючкова, заместителя технического директора ПАО «Лисичанскуголь».

Вашему вниманию предлагается статья о Викторе Петровиче Крючкова из книги «Лисичанск: люди и уголь», вышедшей в Луганске в 2011 году.

«ВИКТОР ПЕТРОВИЧ КРЮЧКОВ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР

Как и многие лисичанские мальчишки, над выбором профессии он долго не задумывался: конечно, в горный техникум. Однако, была у него еще одна любовь. Даже две. Однак – к морю. Другая… Впрочем, о ней позже!

В Лисичанский горный техникум он поступил на год раньше своих сверстников. А, стало быть, и на преддипломную практику ушел в семнадцать лет. А кто же несовершеннолетнего допустит в шахту? Это в наши дни. А тогда директор «Черноморки» Павел Иванович Трифонов просто поднял телефон и заявил: «Под мою ответственность!» И кто бы посмел ослушаться!?

Служить попал на флот. И не куда-нибудь, а на атомную подводную лодку, откуда почти через четыре года увольнялся в звании главстаршины. Как наиболее исполнительный и высококлассный специалист, был рекомендован в члены Коммунистической партии СССР. На этом вроде бы и не надо заострять – время не то! – но ведь принимали в партию молодого североморца не где-нибудь, а в боевом подводном походе!

Кстати, на его родной «Шахте «Черноморке» в свое время работали моряки-черноморцы. А еще раньше, в мелких копальнях, — моряки Черноморского флота, о чем свидетельствуют и документы, и названия самих шахт: «Черноморка», «Матросская». После службы работал на своей шахте. Парень – энергичный, боевой… Пойдешь секретарем партийной организации! Как он отказывался! Да я ж – производственник. Да у меня и лексикон не тот… Но на это только улыбались: «Ты не первый из начальников участка – да в секретари!» Доупирался, что заговорили по-иному. У тебя партийный билет в кармане. Так что слушать – и выполнять. А потом еще в Высшую партийную школу пошлем. Будешь в резерве на первого секретаря горкома. Ну что же, вспомнил флот и взял под козырек. Три года отдал партийной работе. Еженедельно опускался в шахту, что не могло не вызывать уважения у рабочих. Поехал как-то и с генеральным директором В.И.Полтавцом, обошел с ним выработки, побывал в лавах. Присмотрелся к нему генеральный опытным глазом, а потом тихонько и говорит:

— Какого хрена ты толчешься в том партийном кабинете? Мне позарез такие люди на производстве нужны!

Теперь уже упирался горком, но все-таки партийное руководство отпустило Виктора Крючкова, сразу же назначенного главным инженером на «Черноморку». Да если бы только главным!.. А то и главным, и исполняющим обязанности директора шахты. Тут Крючков действительно смог показать себя, создав своим проходчикам чуть ли не идеальные условия для работы. Было бы желание. А оно было. И были заработки. И почет, и уважение. Один из бригадиров, Яков Максимович Москаленко, получил Золотую Звезду Героя Социалистического труда. Не были обойдены и другие. И Крючков, как говорится, был доволен и своей судьбой, и своим положением. Но, заболел директор «Шахты «Новодружеская», и сменивший Полтавца Юрий Владимирович Плахотнюк направляет туда директора «Черноморки»:

— Поработай немного. Подмени.

С приходом Крючкова «Новодружеская» уже через полгода значительно увеличила угледобычу. А в 1990-м добыла 431 тысячу тонн, чего не было за все предыдущие пятнадцать лет. Поэтому и подмена, о которой просил генеральный, растянулась на целых шестнадцать лет…

Что было далее – всем хорошо известно: шахтерские забастовки, противостояние, разруха и хаос. И разруха, по словам того же профессора Преображенского, возникла сначала в головах. Ведь среди подавляющего большинства порядочных людей  на шахтах встречались и откровенные провокаторы. И сколько тогда пришлось выслушивать  нелицеприятного и несправедливого! И какой огромный урон был нанесен в то время угольным предприятиям!

Только в последние годы начали появляться программы, направленные на развитие подготовительных работ. Уже идут разговоры о реальном: о комбайнах, конвейерах, иной технике. А она так необходима «Лисичанскуглю»! Подготовлены лавы на «Привольнянской», на «Шахте им. Григория Капустина», «Новодружеской» — заряжать нечем!

И при таком графике работы Виктор Петрович не может обходиться без занятий физкультурой, читает книги, увлекается литературой, поэзией, что особенно ярко характеризует этого человека. У него действительно поэтическая душа. В молодости наизусть знал величайшее пушкинское творение «Руслан и Людмила», сейчас – десятки стихов Владимира Высоцкого, Юрия Визбора и других поэтов-бардов».

 

Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», по материалам «Лисичанск: люди и уголь», 23 декабря 2016 года

Запись опубликована в рубрике х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *