Просмотры 25

НИКИТА ЛОПАТИН: «У КОЛЫБЕЛИ ДОНБАССА» (часть 13)

«Лисичанскуголь»

«История и краеведение Донбасса»

В 1960-м году в Луганске тиражом 15 000 экземпляров вышла в свет книга известного историка и краеведа Донбасса Никиты Лопатина «У Колыбели Донбасса»,

посвященная 250-летию Лисичанска. Книга рассказывает об истории возникновения города, получившего гордое имя «Колыбель Донбасса», о первых «рудознатцах», нашедших на этих землях «Черное золото» — каменный уголь, ставший главным богатством Донбасса, о других основополагающих страницах истории Лисичанска и нашего края. Многие, в том числе и известные историки-краеведы, критически отнеслись к моей публикации страниц книги Владимира Подова «История города Лисичанска», считая, что Подов исказил историю Лисичанска и всего Донбасса. Поэтому для полноты картины нашей истории и для объективности, предлагаю вашему вниманию электронную версию книги Никиты Лопатина. Вам будет что сравнить и о чем поспорить. И только в споре рождается та самая истина, которая всех рассудит.

Само издание мне любезно предоставила сотрудник «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района»  ПАО «Лисичанскуголь» Елена Точилина. Следует отметить, что эта публикация является первой и пока единственной электронной версий издания. Публиковаться оно будет частями с определенной периодичностью (примерно один раз в три дня), затем книга  будет в целом формироваться на страницах «История и краеведение Донбасса» и «Лисичанскуголь» ресурса «Лисичанский Наблюдатель», а также на странице «Музей истории горного дела Лисичанского каменноугольного района» сайта ПАО «Лисичанскуголь» в рамках волонтерского проекта «История и краеведение Донбасса» поддержки «Донецкого областного краеведческого музея»  и «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района».

Отмечу, что книга написана, вернее, окончена в 1959 году во времена махрового социализма, что необходимо учитывать при ее прочтении. Следует учитывать, что автор позиционирует наш край, как Россию или Южную Русь. Поэтому не стоит удивляться, что десятилетиями формировалось подобное мировоззрение, которое и привело к нынешней политической ситуации на Донбассе, поэтому в некоторых местах я позволил себе некоторые реплики по этому поводу. Кроме того, меня удивляет сам топоним, если его можно так назвать, «Колыбель Донбасса», который автор излагает как колыбель Донбасса. Ведь Японию весь мир называет Страной Восходящего Солнца, а не страной восходящего солнца. Считаю это принципиальным и меня в этом поддерживают филологи, поэтому позволил себе называть Лисичанск именно «Колыбелью Донбасса», а не нарицательно, как это сделал в свое время Никита Лопатин и повторяют десятилетиями его последователи. В остальном стилистика, грамматика и пунктуация автора была сохранена, поэтому нарекания на такие фразы, как, например, «… из каменного угля выжигали кокс. Это в России был первый кокс из минерального топлива» следует адресовать автору, редактору издания М.Сычеву и корректору Л.Свинтицкой. Кроме того, автор во многих местах игнорирует имена тех или иных героев книги. Например, одним из автором  предисловия является лауреат Сталинской премии, доктор технических наук, профессор Н.Трупак, из чего непонятно, то ли этот лауреат женщина, то она – мужчина. Поэтому в тех местах, где это возможно, я уточнял полные имена тех людей, о которых пишет Никита Лопатин или «Н.В.Лопатин», как указано на обложке книги «У колыбели Донбасса», которую я и предлагаю вашему вниманию

(продолжение)

 

 

  1. Угольная промышленность Лисичанска в 1861-1890 годах

Для государственной угольной промышленности Лисичанска последующие три десятилетия после реформы 1861 года были периодом ее дальнейшего упадка и, в конце концов, полного исчезновения. В 1862 году в Лисичанске действовали такие государственные шахты: «Капитальная», №9, «Орловский» и «Матросский» рудники. В 1864 году «Шахта «Капитальная» была поставлена на ремонт и реконструкцию. В 1866 году была заложена на седьмой пласт «Шахта «Дагмара». Полагали, что седьмой пласт даст коксующийся уголь, необходимый будущему Лисичанскому металлургическому заводу. Но, к 1870 году, когда завод был пущен, «Шахта «Дагмара» еще не была пройдена, так как она была внезапно затоплена. «Шахта «Дагмара» была заложена с целью встретить седьмой пласт угля на 60-саженной (128 метров) глубине. Но, уже при углублении на 55 сажен шахту внезапно затопило водой на 39 сажен. Осушение шахты произведено 22 апреля 1872 года.

В начале 1873 года приступили к нормальной добыче угля. В это время выяснилось, что седьмой пласт дает уголь, непригодный для коксования. По тому времени «Шахта «Дагмара» была наиболее механизированной  шахтой в России. На ней была установлена водоотливная горизонтальная машина с одним паровым цилиндром и маховым колесом. Все водоотливное устройство было построено на Луганском заводе по проектам Ивана Августовича Тиме. Эта водоотливная машина действовала периодически, по мере надобности. Она просуществовала много десятков лет. Углеподъемная паровая машина, установленная на шахте, принадлежала фирме Пиррота в Бельгии, но все детали к ней были сделаны под руководством Тиме на Луганском заводе. В то время ни на одной шахте в России не было еще парового подъема. Под руководством Ивана Тиме на «Дагмаре» были поставлены вентиляторы системы «Женест-Гершер», которые дошли до наших дней, и водопровод с тремя станциями, в которых помещались паровые насосы (водокачки) и к ним – паровые котлы. Этот водопровод работал исправно до 1929 года. Клети шахты были одноярусные. Над клетью был устроен парашют. Ствол был сплошь закреплен дубом.

После закрытия Лисичанского чугуноплавильного завода  Горный Департамент решил продать как завод, так и рудник при нем. Продать рудник не удалось – не нашлось покупателя. Поэтому «Шахта «Дагмара» была отдана в аренду купцу Иванову, а «Шахта «Капитальная» — инженеру Виноградову, который вскоре передал эту аренду другому купцу. В мае 1890 года арендатор «Шахты «Дагмара»  Иванов не уплатил в сроки арендные платежи, поэтому по распоряжению Горного Департамента «Шахта «Дагмара» была отобрана обратно в казну и затоплена для сохранения  угля от самовозгорания и ввиду того, что расход на сохранение ее в надлежащем виде вследствие отлива воды обходился бы дорого. К концу 80-х годов XIX  столетия «Матросский рудник» был выработан, а «Орловский» сдан в аренду Ковальскому…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», 23 марта 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *