«НА ОЛИМПИЙСКОЙ ВОЛНЕ» УКРАИНЫ (выпуск – 43)

«Спортивный Донбасс». Олимпизм

После довольно длительного перерыва «Спортивный Донбасс» продолжает собственный авторский проект продвижения во всемирной сети достижений украинских спортсменов на Олимпийских играх

в составах команд других государств, включая СССР, до независимости Украины. Вашему вниманию предлагается собственный перевод на русский язык книги известного украинского спортивного журналиста Анатолия Волошина «На олимпийской волне».

 

«… XI ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Берлин (Германия), 1-16 августа 1936 года, 4 066 участников из 49 стран, 144 комплекта медалей  по 21 виду спорта

Это была Олимпиада особая и оценка ей во всех средствах массовой информации и учебниках истории спорта дается однозначная – она прошла под знаком фашисткой свастики. Возникает вопрос, почему Международный олимпийский комитет (МОК) своевременно не отменил свое решение о выборе столицей XI Олимпиады Берлина, когда увидел настоящее лицо руководителей Германии? Однозначного ответа на этот вопрос мы ни от кого не услышим. Говорят, что, во-первых, решение об избрании Берлина столицей Олимпиады принималось еще 1932 года в Барселоне, когда о событиях 1933 года в Германии не могли даже догадываться. Во-вторых, кто бы взялся за организацию Игр в столь короткие сроки в случае отмены предыдущего решения? В-третьих, на конгрессе МОК, который мог бы пересмотреть этот вопрос, к нему отнеслись крайне несерьезно, проигнорировав мнение мировой общественности, национальных олимпийских комитетов (НОК), спортивных организаций. Скандал вызвало и то, что через неделю после прихода к власти Гитлер своим распоряжением уволил главу оргкомитета Игр Теодора Левальда. Он, видите ли, был евреем.

В Праге был создан Международный комитет по бойкоту гитлеровской Олимпиады, а в Париже – Международный комитет по защите олимпийских идей. В МОК поступали тысячи писем со всего мира с призывом отменить Игры. Но руководством МОК проявило бесхребетность. В Берлин выезжал полномочный представитель МОК Эвери Брендедж, ставший впоследствие президентом этой организации. Его доклад был наскозь фальшив. Он заверил, что Игры пройдут «в духе олимпийских идей». Следует отметить, что поначалу и нацисты не хотели принимать Олимпиаду, побаиваясь всемирного раскрытия собственных преступных намерений. Но, со временем изменили свое отношение. Они усмотрели в организации Олимпиады возможность пропаганды своих идей, политических маневров. Ставилась задача отвлекать внимание международной общественности от военных приготовлений. Коварную тактику избрал Гитлер. Так, в одной из секретных инструкций рейха говорилось: «Надо показать, что Третья Империя – это мирный оазис, страна доброй воли и добропорядочных целей». Взяв на вооружение абсолютно ложные девизы, фашистские дипломаты в разных странах мира убеждали руководителей правительств в том, что «Игры состоятся в духе лучших олимпийских идей и традиций».

В Германии настал голод, безработица коснулась почти каждой семьи, тюрьмы были переполнены, господствовал откровенный террор. И на этом фоне почти еженедельно устраивались парады с оркестрами и салютами. На полную мощность работала пропагандистская машина. В то время Германия одной из первых в Европе имела собственное телевидение. На олимпийском стадионе работало три камеры внестудийного действия. Телевизионный сигнал принимали в специально оборудованных 28-ми телевизионных залах, расположенных не только в Берлине, а и в Гамбурге, других городах, куда был проложен специальный кабель. XI Игры освещались методами кино чуть ли не лучше всех. Любители спорта обязаны были благодарить за это немецкому кинорежиссеру Лени Рифеншталь. Всемирной славы эта предприимчивая женщина, бывшая танцовщица кабаре и актриса, завоевала после того, как по заказу Адольфа Гитлера в 1933 году уже как кинорежиссер накрутила документальный фильм о съезде народно-социалистической рабочей партии Германии, состоявшемся в Нюрнберге, под названием «Победа веры». Через год на очередном съезде она делает фильм «Триумф воли». Эти фильмы стали самым громкими агитками фашизма и крутились по всему миру. Именно Лени получает экслюзивное право отснять фильмы о IV зимних и  XI летних Олимпийских играх, состоявшихся в 1936 году в Германии. Как в Гармиш-Партенкирхене, так и в Берлине, для новой кинокомпании Рифеншталь были созданы самые благоприятные условия.

С начала строительства олимпийских объектов для киношников планировали специальные съемочные павильоны, коридоры вдоль арен соревнований, монтировались рельсы для передвижных камер, оборудовались водные дорожки для съемок пловцов, гребцов, спортсменов парусного спорта. Съемки соревнований велись со многих точек, которые были натыканы чуть ли не на каждом шагу. Кроме того, камеры устанавливали на аэростаты, самолеты, планеры, в костюмы парашютистов, чуть ли не возле каждого спортивного снаряда. В двух фильмах «Олимпиада – праздник народов» особенно подчеркивалась «человечность» Гитлера, который открывал сначала зимние, а потом и летние Игры. Он темперементно болел за своих спортсменов, тужил по неудачам, хлопал по плечу победителей, пожимал руки даже темнокожим спортсменам. Глаз телекамеры не прошел мимо делегаций Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии, даже Франции, которые отвечали на приветствие с трибун в «немецком стиле». И все же по однозначной оценке кинокритиков, этот фильм был признан лучшим спортивным фильмом тех времен, а кинорежиссера наградили не одной премией.

Не выходя из кабинетов, фашистские бонзы просматривали олимпийские соревнования. Трансляцию обеспечивали 140 немецких теле- и радиооператоров и инженеров. Так новейший способ связи и коммуникации  стал средством обработки масс…»

 

Продолжение следует

 

Александр Мазан, 10 сентября 2016 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *