«НА ОЛИМПИЙСКОЙ ВОЛНЕ» УКРАИНЫ (выпуск-3)

«Спортивный Донбасс». Олимпизм

«Спортивный Донбасс» продолжает публиковать авторский перевод книги известного спортивного журналиста Анатолия Волошина «На олимпийской волне», вышедшей в Киеве в 2008 году

«РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

В этом разделе рассказывается о роли и значении физической культуры и спорта в жизни народов стародавнего мира, в частности, Древней Греции, где здоровье и красота ценились превыше всего, о существовавших системах физического воспитания. Они стали образцом подражания для последующих поколений. Интересно узнать о некоторых героях тех соревнований, их подготовке. Не последнюю роль в организации и проведении олимпийских соревнований играли моральные принципы. Таким образом, не только красота и сила, а и другие качества небожителей и их наследников привлекли внимание исследователей, дали путевку в жизнь такому действу, как Олимпийские игры современности.

ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ

* Культ гармонии и красоты

* Соревнования небожителей

* «Богов – в море, статуи – в Рим!»

* Раскопки в долине Алтеи

Надписи и рисунки, обнаруженные на стенах пещер первобытного человека, более поздние каменные плиты, глиняные таблички, папирусы этрусков, хетов, ассирийцев, египтян говорят нам о том, что определенные системы физического воспитания существовали еще с незапамятных веков. Но, только во времена стародавней Греции, где наука, образование, культура, искусство и философия достигли высшего расцвета, физическое совершенство были провозглашены основой жизни и доведены до уровня культа. Именной из этой страны дошли к нам такие слова, как олимпизм, стадион, атлет, гимнастика и т.д. Самым большим оскорблением для жителя Эллады было то, когда его зачисляли к тем, кто не умеет писать или плавать. Философ Платон называл хромым каждого человека, у которого тело и разум не были одинаково развиты. Говорили, что в V столетии до нашей эры, когда олимпийские игры стали уже традиционными, спартанский царь Архидам был наказан советом старейшин только за то, что выбрал себе жену невысокого роста. Такая женщина, на их взгляд, могла рожать не царей, а царьков. Известный историк античного мира Павсаний в своем труде «Описание Эллады» рассказывал о том, что в некоторых городах-государствах стародавней Греции существовал обычай умертвлять слабых детей. Считалось, что жизнь хилого ребенка не нужна никому: ни обществу, ни родителям, ни самому ребенку. Интересно, что такие решения принимали не только государственные чиновники, но и родители.

В древнегреческих городах-государствах не существовало единой общеобразовательнй системы, поэтому и к физическому воспитанию в разных местах были разные требования. В Афинах требовали, чтобы дети одновременно учились в трех школах: грамматической, музыкальной и гимнастической. В последней, например, ученик находился большую часть дня, одновременно занимаясь физическими упражнениями и принимая участие в соревнованиях. Физические нагрузки увеличивались с каждым годом по мере возмужания. Законы Спарты требовали от граждан принесения в жертву личных интересов во имя интересов добра и сохранения могущества государственного устройства. Детей приучали к жизни в суровых условиях. Их не нежили, не пестовали, не кормили вдосталь. Еду надо было добывать воровством, чтобы воспитать в себе такие качества, как ловкость, хитрость, коварство. Одежда спартанцев даже в холодное время года состояла из легкой туники и набедренной повязки. Ежегодно в честь богини искусства Артемиды на алтаре в присутствии родителей мальчиков били розгами. Кто выдерживал, получал награду, умершему ставили статую. В отличие от манерных девочек из Афин, спартанки превыше всего ценили физические упражнения, умело объезжали коней, управляли экипажами, знали приемы борьбы, метко стреляли из лука, были быстрыми и выносливыми. Греческие дети практически с молоком матери познавали дух соперничества и борьбы. Любовь к этому оставалась на всю жизнь. Соревновались не только атлеты на аренах, но и музыканты, певцы, художники, актеры, ораторы.

Как рассказывают легенды, соревнования греки позаимствовали от самих богов, жизнь которых была насыщена войнами, конфликтами, подвигами. Из легенд и мифов мы знаем о деяниях могущественных Зевса, Посейдона, Плутона, Апполона, Артемиды, Гермеса, Диониса и других богов. Увлекают и поражают героические поступки их детей: Геракла, Прометея, Персея, Пелопса, Париса, Ахилла, других мифических персонажей. Именно боги, по легендам, положили начало Олимпийским играм. Первые соревнования устроил, вроде бы, сам Зевс-громовержец в честь победы над Кроном (Кроносом), который поедал свлих детей, чтобы те не овладели его троном. Когда из его чрева вышли многочисленные дети, тогда и устроили праздник на горе Олимп. По иной легенде Олимпийские игры впервые организовал Геракл в честь своей очередной победы. На легендарном Олимпе победу завоевывали бог искусств и света Апполон, защитник путешественников и торговцев Гермес, бог вина, веселий Дионис и другие. Среди героев, которые продолжили традиции богов, организовывали Олимпийские игры, называют Геракла Индийского и Пелопса, который победил сильного и коварного Энемая, отца прекрасной Гипподамии. Утверждают, что именно в его честь один из греческих островов получил название Пелопоннес. Гомер в «Иллиаде» первым рассказал о том, что именно Ахилл основал игры, посвященные памяти своего друга Патрокла, убитого троянцем Гектором.

В основу проведения Игр была положена идея победы, которую сформулировал великий поэт в бессмертном творении: «Всегда быть лучшим, отличаться от других». Во всех странах мира победители Олимпиад пользуется всеобщим уважением и любовью. Однако, более чем за столетнюю историю олимпиад современности, как мы узнаем позже, герои терпели немало унижений».

Анатолий Волошин, «На олимпийской волне», Киев, 2008

Перевод на русский и подготовка к публикации: Александр Мазан, 9 марта 2015 года

Запись опубликована в рубрике Спортивный Донбасс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.