«Спортивный Донбасс». Олимпизм
«Спортивный Донбасс» продолжает публиковать страницы собственного перевода на русский язык книги известного украинского спортивного журналиста Анатолия Волошина «На олимпийской волне», где рассказывается об участии спортсменов Украины на Олимпийских играх современности в период до независимости Украины.
«Улицы стародавних Афин как-будто помолодели. Везде – приветственные плакаты, флаги разных стран. Газеты сообщали о приезде высоких гостей, спортсменов. Прибыло более шести тысяч туристов. До ранга национального героя возносят промышленника из Александрии, грека по национальности Георгиоса Авероффа. Его портреты – везде. Еще бы. Увлеченный идеями олимпизма, богач дарит своей родине миллион драхм на строительство спортивных объектов и проведение соревнований.
Всех желающих не в состоянии разместить античный Мраморный стадион. Новую жизнь ему дал архитектор Метакос. Авторы сохранили известные по чертежам формы стадиона – раскрытую подкову. Свыше 70 тысяч зрителей разместились на мраморных ступенях. Эта цифра была рекордом до Олимпийских игр 1932 года в Лос-Анджелесе (США). Входом на арену служила раскрытая часть «подковы».
День 6 апреля был выбран не случайно. 75 лет назад Греция освободилась от турецкого порабощения. Спортсмены появились на стадионе под торжественные звуки оркестра. После того, как король Греции Георг I провозгласил Игры открытыми, прогремели залпы артиллерийского салюта. В небо взлетели тысячи голубей. Всем настолько понравился олимпийский гимн, написаный поэтом Костиасом Паламосом и композитором Спиро Самарой, что под оглушительные аплодисменты присутствующих его исполнили дважды.
Нельзя не вспомнить об одежде спортсменов, которые шагали мимо трибун. Некоторые участники выступали в костюмах, которые лишь отдаленно напоминали спортивные. Но было немало атлетов, одетых в длинные брюки и сапоги. Пловцы стартовали в купальниках, напоминавших современный костюм гимнасток.
Первым олимпийским чемпионом современности в тройном прыжке стал студент Гарвардского университета из США Джеймс Конноли. Интересно, что пока он завоевывал на греческой земле высшую награду, дома его отчислили из университета, т.к. официального разрешения на перерыв в учебе он не имел. Только через несколько лет, когда Конноли стал известным писателем, суровые профессоры сменили гнев на милость, выбрав его почетным доктором Гарварда. Отметим еще одного американца – Роберта Геррета — студента Принстонского университета. Он прославился не только тем, что завоевал две золотые медали – в толкании ядра и метании диска, две серебряные – в прыжках в длину и высоту. Не имея никакого представления об олимпийских снарядах, он готовился дома с дисками и ядрами, намного более тяжелыми от тех, которые предложили на Играх. С этим талантливым спортсменом мы встретимся еще на II Олимпийских играх 1900 года в Париже. Закончив университет, он не бросил спорт, а наоборот, развивал свои способности, улучшив результаты четырехлетней давности. Но в толкании ядра и тройном прыжке с места был лишь третьим. А как не вспомнить Томаса Берка – еще одного представителя американской команды. Его стремление взять низкий старт на дистанции 100 метров удивило судейскую коллегию.
— Что ж, пусть стартует, — согласились они. – Он сам себе создает неудобства.
Ровно через 12 секунд Томас на финише был первым, доказав преимущество низкого старта на этой самой короткой спринтерской дистанции. С той поры уже никто не осмеливался стартовать в вертикальном положении. Были проблемы у новатора и до этого на родине, когда он, убедившись в преимуществе низкого старта, потребовал утвердить его раз и навсегда. На одном из соревнований старт давали выстрелом из ружья. Своим упорством Томас так разозлил судью-стартера, что тот пообещал второй выстрел сделать ему… в зад».
(продолжение следует)
Анатолий Волошин, «На олимпийской волне», Киев, 2008
Перевел и подготовил к публикации Александр Мазан, 21 апреля 2015 года