Просмотры 93

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 37)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«Лисичанскуголь»

«ДОНБАСС. ГОД 1943» (часть 19)

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» из фондов собственной библиотеки представляет электронную версию книги «Донбасс.1943-й»,

в которой опубликованы воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Эти события происходили ровно 75 лет назад в наших краях и, несмотря на известную идеологическую направленность тех времен и времен публикации книги, представляют огромный интерес для широкого круга читателей.

Воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Составитель – Георгий Тепляков. Донецк. Издательство «Донбасс». 1980 год.

 

«ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ»

Виталий Александрович Осипов, капитан в отставке, родился в 1921 году в Сыктывкаре Республики Коми России. В Красную Армию призван в 1940 году. В период освобождения Донбасса был старшим сержантом, механиком-водителем  танка КВ-1С 60-го гвардейского тяжелого танкового полка. На момент написания книги проживал в Сыктывкаре.

 

Давно перевалило за полночь. Но, экипажи боевых машин не спали. Через смотровые щели танкисты внимательно наблюдали за передним краем противника, ждали сигнала. И вот, наконец, небо озарилось яркими молниями. Прошло несколько секунд и за Миусом раздался необыкновенной силы грохот. Мощная канонада нашей артиллерии не утихала долго. Когда огонь был перенесен на поражение объектов в глубине обороны врага, в небо взвилась красная ракета, за ней – другая, третья. Тяжелые танки стальной лавиной ринулись в атаку.

— Вперед гвардейцы! В бой на врага! – раздался в наушниках шлемофона голос командира танка лейтенанта Сергея Подъельского.

Грозная машина, стреляя на ходу, вскакивала на бугры, стремительно неслась вперед на вражеские укрепления. В числе первых она достигла переднего края противника. Двигаясь на большой скорости вдоль траншей и окопов, мы в один миг раздавили орудие и дот, уничтожили несколько гитлеровцев. Ответный огонь был еще слаб. Воспользовавшись этим, мы сделали короткую остановку на небольшой возвышенности. С нее хорошо просматривается участок шоссе, по которому фашисты потягивают живую силу и технику. Командир орудия старший сержант Смирнов меткими выстрелами поджег две автомашины с вражескими солдатами. Но, примерно в полдень противник пришел в себя. Стремясь ликвидировать наш прорыв, фашисты бросили в бой десятки «юнкерсов» и «хейнкелей». Укрыться от вражеских бомб было негде: ни дерева, ни кустика, лишь одна степь вокруг, поросшая полынью и перекати-полем, полыхающая пожарами. Но, советские воины не дрогнули, проявляя мужество и героизм, выстояли в бушующем пламени.

В ночной перестрелке ранило нашего радиста старшего сержанта Егора Истомина. Но, гвардеец отказался покинуть танк.

— Буду держаться с вами, ребята, до конца, — твердо заявил он.

Вскоре контратаки противника возобновились. Вокруг нашего танка стали рваться снаряды. Быстро меняя свои позиции, мы прицельными выстрелами подавили несколько вражеских огневых точек. А в полдень на нас пошли гитлеровские танки.

— Без команды не стрелять! – крикнул командир.

Я добавил мотору обороты, и танк пошел на сближение. Нервы вражеского наводчика не выдержали – грянул выстрел. Но, болванка пронеслась мимо. Второй снаряд разорвался впереди нас. Когда расстояние сократилось до трехсот метров, я сделал короткую остановку. Смирнов навел орудие и выстрелил. Снаряд попал в правый ленивец (направляющее колесо) передней машины. Она замерла на месте, а от следующего снаряда танк загорелся. Второй поспешил в укрытие. Не успели мы порадоваться удаче, как почувствовали сильный удар по броне танка, пламя и дым ворвались в башню. Обливаясь кровью, раненый командир орудия продолжал стрельбу. Быстро развернув башню, вторым снарядом вывел из строя противотанковое орудие, замаскированное на скате небольшого кургана. Но, силы Смирнова таяли, и экипаж вынужден был повернуть машину в ближайшую лощину. Под покровом сумерек раненого отправили в медсанбат. В танке теперь осталось четверо: командир, танкист, радист, заряжающий – старший сержант Николай Ильин – и автор этих строк. В таком составе нам пришлось в течение нескольких дней отражать яростные контратаки гитлеровцев. Вскоре наш танковый полк вместе с другими частями снова перешел в наступление.  Навсегда запомнился бой за высоту в районе города Снежное. После непродолжительной артподготовки поднялась пехота и с возгласами «Ура!» устремилась следом за танками в атаку. Командир машины на ходу вел интенсивный огонь. Ильин, весь мокрый от пота, ловко досылал снаряды в ствол пушки. Дружно вели огонь и другие экипажи. До высоты оставалось четыреста, триста, двести метров… И вдруг справа от нас взметнулось над землей зловещее огненное облако с тремя багряно-черными стволами дыма. Три наших танка мгновенно взорвались, столкнувшись с безэкипажными танкетками-торпедами «Голиаф» — новым видом противотанкового оружия врага. А через несколько минут сильный удар потряс и нашу машину. Меня оглушило. Но, все же я успел переключиться на заднюю скорость, нажал на педаль акселератора и потерял сознание. Меня затащили в башню. За рычаги управления сел Николай Ильин и вывел танк из-под обстрела противника. Остальные наши боевые машины все же достигли высоты и во взаимодействии с другими подразделениями  выполнили поставленную задачу. Гитлеровцы отступили. Путь на Снежное был открыт. А впереди еще находились многие города и села, ожидавшие освобождения от ненавистного врага. Война с ее суровыми испытаниями и невосполнимыми потерями продолжалась. Боевой опыт, полученный на шахтерской земле, помог мне выстоять во многих последующих боях, дойти до Праги…

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 9 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *