Просмотры 108

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 31)

ЮРИЙ КОСТРИЦА. «У ИСТОКОВ ГОРНОЗАВОДСКОГО ДЕЛА»«Лисичанскуголь»

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

ЮРИЙ КОСТРИЦА. «У ИСТОКОВ ГОРНОЗАВОДСКОГО ДЕЛА» (часть 16)

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» в рамках проекта «История и краеведение Донбасса» продолжает публикации знаковых работ известных историков и краеведов.

На этот раз вашему вниманию предлагаются «Очерки истории развития Лисичанского каменноугольного района» под названием «У истоков горнозаводского дела» одного из основателей «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» Юрия Кострицы , вышедшие отдельным изданием в российском Ростове-на-Дону в 1994 году

(начало – в предыдущих выпусках)

 

ЧАСТНЫЕ ШАХТЫ ЛИСИЧАНСКА (часть 2)

Самым влиятельным из местных шахтовладельцев был горный инженер П.И.Иванов. Он не только занимался делами своего рудника, но и активно участвовал в работе съездов горнопромышленников юга России, представляя интересы шахтовладельцев Лисичанского каменноугольного района. Ежегодные съезды горнопромышленников регулярно проводились с 1875-го по 1916-й годы и представляли собой влиятельный неправительственный орган, в который входили избранные представители деловых кругов Донецкого бассейна, области Войска Донского, Харькова, Одессы, Екатеринослава, Кривого Рога, Брянска, Ростова-на-Дону, Бахмута, Славянска, Лисичанска и ряда других крупных промышленных центров, связанных с разработкой минерального топлива, железной руды, каменной соли, с их транспортировкой и сбытом.

На съезде обсуждались и решались многие организационные и финансовые вопросы, касающиеся как частных владельцев, так и целых промышленных регионов, подконтрольных съезду. Кроме того, на съездах рассматривались и находили решение другие жизненно важные вопросы, такие как:

— строительство железных дорог и подъездных путей к предприятиям;

— геологические исследования Донецкого бассейна и других месторождений;

— судоходство по Днепру, Днестру, Дону и Северскому Донцу;

— организация горноспасательной службы на территории бассейна;

— оказание финансовой помощи пострадавшим в шахте горнякам, семьям нуждающихся и учащимся Лисичанской штейгерской школы, которая находилась под постоянным вниманием съездов;

— об «обилии питейных заведений, неправильной постановке питейной торговли при хороших заработках, вызывающей чрезмерное пьянство среди рабочих, гибельно влияющее на их жизнь, нравственность и представляющее немало затруднений шахтовладельцам»;

— о строительстве школ, больниц, церквей и других объектов, на средства, выделяемые съездами;

— улучшение работы морских портов в Мариуполе, Керчи, Севастополе и Одессе.

(«Труды XX съезда горнопромышленников юга России». Харьков. 1895 год, стр.3-10).

Для руководства съездами из числа их постоянных членов избирался председатель съезда. С 1895 года в течение десяти лет на этот высокий пост избирался авторитетный горный инженер, начальник горного управления южной России Иван Ильич Зеленцов, в прошлом организатор строительства и управитель Лисичанского металлургического завода, председатель педагогического совета Лисичанской штейгерской школы (1868-1876).

На XX съезде горнопромышленников, состоявшемся в Харькове в 1895 году, горный инженер П.И.Иванов обратился к съезду с просьбой разрешить строительство углеразгрузочного пункта на участке вновь построенной железной дороги между станциями Лисичанск и Кременная, который бы улучшил отправку лисичанского угля потребителям внутри страны, а также через Азовский морской порт в Турцию, Грецию и другие страны. Съезд положительно отреагировал на просьбу и, в свою очередь, обратился к правительству с ходатайством о строительстве полустанка вблизи Лисичанска с разгрузочными сооружениями, обеспечивающими регулярную отправку по железной дороге угля потребителям («Труды XX съезда горнопромышленников юга России». Харьков. 1895 год, стр.108). Так в скором времени появилась железнодорожная станция, которую стали называть именем генерала А.Насветевича, разрешившего через свой земельный участок  проложить железнодорожную магистраль…

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 7 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *