На днях ветерану шахтерского труда Александре Георгиевне Проскуре, проработавшей 51 год на «Шахте им. Григория Капустина», в том числе 21 год в должности главного бухгалтера, исполнилось 80 лет.
Она представляет славную трудовую шахтерскую династию. Мы еще раз поздравляем Александру Георгиевну, желаем ей всческих благ, а сегодня совместно с «Музеем истории горного дела Украины» ПАО «Лисичанскуголь» представлем небольшой очерк об Александре Проскуре из книги «Лисичанскуголь: люди и уголь» (2011) из коллекции «Музея…» (стилистика оригинала сохранена).
«Хотела стать педагогом, учить детей математике. Но судьба распорядилась по-другому: окончила Донецкий горно-обогатительный техникум. В марте 1957 года направили на «Шахту «Привольнянская-Южная» (нынешняя «Шахта им. Григория Капустина» — прим. Александр Мазан), где я проработала 21 год. Была бухгалтером расчетного отдела. В расчетном отделе имелся всего один арифмометр на шесть человек. В 50-е годы заработную плату начисляли ежедневно. Только в начале 60-х перешли на понедельную оплату труда. На этой шахте работала и старшим бухгалтером материального отдела. В 1978 году меня перевели заместителем главного бухгалтера «Шахты им. Григория Капустина». Меня интересовала себестоимость продукции. Ведь шахта и в доперестроечные времена являлась планово-убыточным предприятием. Оптовая цена тонны угля составляла 2 рубля 90 копеек, а себестоимость – 7 рублей 50 копеек. Плановая стоимость – 10 рублей. Вот и получается, что даже при Советском Союзе предприятие работало себе в убыток из-за низкой стоимости угля. Убытки планировались. И это несмотря на то, что шахта добывала 1 200-1 500 тонн угля в сутки, выполняя план на 120-130 процентов.
Шахта была настоящей кормилицей для учреждений Приволья. За счет шахтного фонда социально-культурных мероприятий мы выделяли материальную помощь медикам. Для двух школ – восьмилетней и средней – покупали парты, наглядные пособия и пр. Ситуация изменилась в худшую сторону на рубеже 80-90-х годов. Заработная плата не выплачивалась месяцами, ее выдавали по частям. А ведь в семьях горняков и дети рождались, и старики умирали. Кто-то болел. Когда к тебе приходили и буквально со слезами на глазах выпрашивали какие-то крохи, просто сердце сжималось… Но ничего, выжили. И я горжусь, что все эти годы работала честно, баланс всегда сходился, меня ни разу не вызывали в прокуратуру. Это же касается и директора Анатолия Михайловича Гальченко, с которым трудились в одной «упряжке». Между прочим, успевала заниматься и общественными работами: 12 лет меня избирали депутатом Привольнянского горсовета. В работе помогала моя большая дружная семья. Мой муж, Проскура Виктор Сергеевич, 40 лет проработал на лисичанских шахтах «Привольнянская-Северная», «Шахте им. Григория Капустина» и «Шахте им. Дмитрия Мельникова». 3 мая 2011 года у нас будет золотая свадьба. На нее соберутся все члены нашей большой семьи – 19 человек: сыновья Константин и Сергей, дочь Елена, зять, шесть внучек, четверо из которых замужем, правнук Мища, которому всего три года. Между прочим, два моих сына работали на местных шахтах и муж дочери. Младший сын Сергей, с 2005 года – директор «Санатория-профилактория «Приволье»… Мы с мужем всех с самого детства приучали к труду. У моей свекрови имелся в Приволье частный дом, где было 10 соток пахотной земли. Мы всей семьей там трудились: весной садили овощи, картофель, а осенью убирали урожай. Выполняли семейную продовольственную программу».
Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», 17 февраля 2017 года