Просмотры 16

«ИСТОРИЯ ГОРОДА ЛИСИЧАНСКА» (часть 65)

«Лисичанскуголь»

«История и краеведение Донбасса»

Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» предлагает вашему вниманию книгу известного исследователя истории Донбасса Владимира Подова «История города Лисичанска»,

вышедшую в издательстве «Альма-матер» Луганского национального университета им. Тараса Шевченко в 2005 году. Электронная версия издания является одним из проектов пресс-службы ПАО «Лисичанскуголь»,  публикуется впервые и теперь будет доступна широкому кругу читателей. Выражаю огромную благодарность работнику ПАО «Лисичанскуголь» Александру Тихонову за предоставленный оригинал издания.

 

  1. УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЛИСИЧАНСКА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

… В то же время спрос на лисичанский уголь падал. Управляющий Лисичанским чугуноплавильным заводом И.И.Зеленцов сообщал в 1875 году, что при Лисичанском руднике находятся в действии две шахты – 60 и 48 саженей глубины, обеспеченные необходимыми механизмами и устройствами. За десятилетие – с 1865-го по 1875-й год – на руднике добыто 2 173 991 пуд угля. Он был использован исключительно для действий местного чугуноплавильного завода и самих шахт. При этом инженер Зеленцов отметил: «Если бы понадобилось увеличить добычу в значительно больших размерах, то затруднений в этом не встретилось бы». В связи с закрытием Лисичанского чугунолитейного завода надобность в угле отпала. Шахты Лисичанского казенного рудника решено было сдать в аренду  частным лицам. Комитет министров разработал Положение о сдаче в аренду рудника. В 1881 году состоялись публичные торги на аренду «Шахты «Дагмара» площадью 40 десятин и «Капитальной» площадью 37 десятин. А в 1884 году были проведены торги на аренду остальных четырех участков: «Матросского рудника» площадью 10,5 десятин, участков №1 площадью 18 десятин, №3 – 15 десятин и №4 размером 23 десятины. «Капитальную» пытался взять в аренду инженер Виноградов, предложившим четыре пятых копейки за пуд добытого угля. Торги на «Шахту «Дагмара» остались за купцом Ивановым, предложивший три четверти копейки за пуд.  «Матросский рудник» взял в аренду верхнянский житель Иван Антонов за плату четыре пятых копейки за пуд. Участок №1 тоже остался за ним, а участок №3 – за Стебельской по семь десятых копейки с пуда добытого угля. Из-за неявки желающих торги на участок №4 не состоялись. Виноградов от заключенного им контракта уклонился. Вследствие этого, заторгованная им «Шахта «Капитальная» была закрыта, все принадлежавшие ей машины проданы, а в 1891 году было разобрано и надшахтное здание. «Шахту «Дагмара» купец Иванов эксплуатировал до мая 1890 года, однако арендную плату исправно не вносил, нарушая контракт. Вследствие этого казна расторгла с ним контракт. Поменялись хозяева и на других участках. В июне 1886 года от своих прав на участок №1 отказался Иван Антонов. Права же на «Матросский рудник» он передал некоему Поплину, который, однако, не стал разрабатывать уголь, а потому рудник в 1891 году был отобран в казну. Свои права на участок №4 Стебельская передала Гинзбургу. «Шахта «Дагмара» не долго оставалась без хозяина. По Положению комитета министров, высочайшее утвержденному 28 мая 1891 года, вместе с оставшейся свободной «Шахтой «Капитальная», она без торгов была отдана в аренду на 30 лет  акционерному обществу  для производства соды в России под фирмой «Любимов, Сольве и Ко». При этом общая площадь была сокращена до 60-ти десятин, а плата за пуд добытого угля  устанавливалась в полкопейки. К тому же арендатор обязался добывать ежегодно не менее одного миллиона пудов угля. Позже правление акционерного общества «Любимов, Сольве и Ко» ходатайствовало о предоставлении ему в аренду на тот же срок и на тех же условиях, но с увеличением добычи угля до 1,5 миллиона пудов, свободных участков Лисичанского рудника. Имелись ввиду 7-й пласт третьего участка, состоявшего в аренде у Гинзбурга, а также участок земли при станции Лисичанск. Просьба эта объяснялась тем, что на арендуемом обществом участке запасы угля ограничены, к тому же малый размер арендуемого участка  не позволял организовать правильную в техническом отношении разработку каменного угля. На участке бывшей «Шахты «Капитальной»  акционерное общество «Любимов, Сольве и Ко» в 1896 году открыло новую шахту. Ее назвали именем директора горного департамента Константина Скальковского. «Шахта «Константин Скальковский», как и «Дагмара», еще продолжительное время давала уголь. «Шахта «Матросская» прекратила свое существование во втором десятилетии XX века…

 

Александр Мазан, специалист «Музея истории горного дела Лисичанского каменноугольного района», 2 марта 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *