«ИСТОРИЯ ГОРОДА ЛИСИЧАНСКА» (часть 39)

Город

Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» предлагает вашему вниманию книгу известного исследователя истории Донбасса Владимира Подова «История города Лисичанска»,

вышедшую в издательстве «Альма-матер» Луганского национального университета им. Тараса Шевченко в 2005 году. Электронная версия издания является одним из проектов пресс-службы ПАО «Лисичанскуголь»,  публикуется впервые и теперь будет доступна широкому кругу читателей. Выражаю огромную благодарность работнику ПАО «Лисичанскуголь» Александру Тихонову за предоставленный оригинал издания.

 

  1. ПЕРВОЕ ШАХТЕРСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ДОНБАССА

 

«… Положение на местности шахтерского поселения – будущего Лисичанска и первых шахт рудника наглядно показано на «Геометрическом плане местонахождения угольной ломки при Третьей Роте», найденном мною в архиве древних актов в Москве. Шли годы и десятилетия. Рос и развивался первый шахтерский поселок Донбасса. Долгое время не имел собственного имени. В этом отношении он не был исключением. Поселение Луганского литейного завода находилось в аналогичном положении. Оно уже выглядело настоящим городом, а его все называли именем предприятия – Луганский завод. До тех пор, пока он не стал уездным центром и не был преобразован в город Луганск. Произошло это 3 сентября 1882 года. Шахтерское поселение около рудника в Лисичьей балке в первые годы его существования называли «Строение мастеровых» или «Селение мастеровых для угольной ломки», а также казармами мастеровых. В экономических примечаниях к селу Верхнему так сказано о шахтерском поселке и местности, на которой он располагался:

«При селе три ветряные мукомольные мельницы, каждая об одном поставе с толчеею, селение мастеровых для угольной ломки при овраге Лисичьем, церковная земля вышенаписанной речки на правой и отвершка Безымянного по обе стороны. Дача: речки Северного Донца на правой, озера-лимана речки Верхней Беленькой, многих оврагов и отвершков по обе стороны и при оврагах Семкине и Исаеве. Река в летнее время шириною 25 сажень, глубиною до ½ аршина. Речка шириною 3 сажени, глубиною до 4-х вершков. В реке и речке рыба: язи, головли, щуки, окуни, плотва и пескари. Земля серо-песчаная и иловатая. Из посева лучше родится рожь, пшеница, просо и ячмень, а прочие семена и сенные покосы средственны. Лес дровяной, кленовый, вязовой и ивовой. В нем бывают звери: волки, лисицы и зайцы. Птицы: куропатки, соловьи и разные мелкие. В полях перепела и жаворонки, при водах – дикие гуси, утки, кулики. Поселяне на казенном оброке, промышляют хлебопашеством и скотоводством, женщины занимаются полевой работой и домашнею: прядут лен, шерсть, ткут холсты и сукна для себя и на продажу. Зажитка среднего».

ЦГАДА РФ, ф.1355, Екатеринославская губерния, №10

Как видим, в документе шахтерский поселок даже не выделяется как важный самостоятельный объект, а дается в перечне прочих объектов, расположенных на земле села Верхнего. На плане села Верхнего, приложенном к Экономическим примечаниям, шахтерский поселок обозначен также: «Селение мастеровых». А вот в пояснении к «геометрическому плану местонахождения угольной ломки при 3-й Роте» поселок назван «Казармы мастеровых». У первых шахтеров были и другие проблемы. Восьмой год уже существовало поселение, а кладбища возле него еще не было. Надзиратель угольной ломки 11 октября 1803 года писал:

«В ПРАВЛЕНИЕ ЛУГАНСКОГО ЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА

РАПОРТ

НАДЗИРАТЕЛЯ УГОЛЬНОЙ ЛОМКИ

До сего времени умерших мастеровых людей хоронили в селе Вышнем, которое от сей слободы в пяти верстах, и по случаю бывающих в зимнее время ненасытных дней, а в весеннее от бываемого на речке Беленькой, протекающей близ этого села, разлива воды весьма затруднительно отвозить таковых. В рассуждении чего, если впредь случаются умершие люди, чего боже сохрани, то соблаговолением будет при здешней слободе учредить кладбище с окопом на нем мертвых тел предавать земле, о чем донося оному правлению, покорнейше прошу снабдить меня резолюцией».

11 октября 1803 г. ГАЛО, ф.1, оп.1, д.117, л.180»

Заводское правление обратилось в Бахмутское духовное правление, просило позволения учредить при угольной ломке кладбище «с окопом вала вокруг оного для предания земле умерших мастеровых, а священнику села Вышнего по предписаниям надзирателя, при угольной ломке находящегося, в то время делать умершим телам должное погребение». Вскоре протоиерей Бахмутского духовного правления Расевский сообщал, что благочинному священнику 2-й части Максиму Боришковскому 29 ноября 1803 года дано предписание об учреждении «кладбищного места» при угольной ломке. ..»

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», 1 января 2017 года

Запись опубликована в рубрике Город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *