Город
Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» предлагает вашему вниманию книгу известного исследователя истории Донбасса Владимира Подова «История города Лисичанска»,
вышедшую в издательстве «Альма-матер» Луганского национального университета им. Тараса Шевченко в 2005 году. Электронная версия издания является одним из проектов пресс-службы ПАО «Лисичанскуголь», публикуется впервые и теперь будет доступна широкому кругу читателей. Выражаю огромную благодарность работнику ПАО «Лисичанскуголь» Александру Тихонову за предоставленный оригинал издания.
- ПЕРВЫЙ РУДНИК ДОНБАССА
«… По мере выработки верхних пластов, накопления опыта и знаний, горняки все глубже спускались под землю. Теперь стали строить шахты более глубокие и мощные. Им присваивались имена святых. В 1831 году заложили шахту Владимирскую на глубину 40 саженей. Через два года, в 1833 году, заложили шахту Митрофановскую, получившую название в честь святого Митрофания, бывшего Воронежского митрополита. Ее глубина составляла 31,5 сажени. Через три года – Петропавловскую. Крупной шахтой рудника по тому времени была Капитальная, заложенная в те годы. После открытия в 1837 году Черноморского пароходства началось усовершенствование Лисичанского рудника. В 1838 году заложили водоотливную штольню в Лобовом яру, а в следующем году на третий пласт опустили ствол. Здесь намечалось подготовить выемочное поле длиной по падению до 75 метров. Принимались меры к усовершенствованию методов разработки угля. Согласно «Ситуационному горному плану», составленному в 1838 году, на небольшом участке местности южнее Лисичьей балки насчитывалось более 70 отработанных и действующих шахт. До конца 30-х годов XIX века подготовленные поля отрабатывались камерной системой. Добычу угля начинали из штрека, проводя восстающие камеры, называемые здесь печами. Первые печи засекали по 8 метров по обе стороны от ствола, а последующие – через каждые 6 метров. Смежные печи сбивали просеками. Для поддержания кровли между печами и просеками оставляли охранный целик 16х16 метров.
Первый рудник Донбасса был той школой, где проходили практику, постигали основы горного дела выпускники Петербургского горного училища, в последующем горного института, здесь бывали видные специалисты того времени. Летом 1838 года на Лисичанском руднике побывал начальник штаба Корпуса горных инженеров генерал-майор К.В.Чевкин. После осмотра рудника он писал начальнику Луганского горного округа: «По многим предметам видны уже полезные начинания, плоды похвальных трудов ваших…» В то же время отметил он много упущений. В техническом отношении «разработка как пласта Сплинт, так и 7-го слоя далеко еще не доведена до должной степени правильности». В предписании горному начальнику он практически изложил сущность крепления выработки при работе с обрушением. Генерал-майор Чевкин не обошел ни одного важного вопроса деятельности рудника. Он затронул вопросы техники и технологии разработки угля, ряд хозяйственных проблем, экономии средств и материалов. Отметив трудности с подъемом угля и отливом воды из шахты, он писал: «Всего выгоднее постановить паровую машину с полным подъемником и отливным устройством, для чего чертежи я вам сообщу по получении от вас сведений о размерах шахты и роде крыши». Уже в 1844 году на Лисичанском руднике была установлена первая в Донбассе паровая машина, изготовленная на Луганском литейном заводе. На Лисичанском руднике шли поиски новых приемов и методов работы, вводились технические усовершенствования. В 1838 году в основном штреке строящейся Петропавловской шахты, заложенной в 1836 году, был уложен первый рельсовый путь из полосового железа. Его длина 76 метров. По этому рельсовому пути уголь откатывали в деревянных тележках. В связи с проведением горных работ на большой глубине и с увеличением притока воды на шахте Капитальной в 1844 году был установлен насос с паровым двигателем. Со временем разработки шахты Капитальной и №9 были соединены диагональным откаточным ходом. Здесь было устроено два рельсовых пути из полосового железа и бремсберг. Откатка угля в шахте производилась в тележках, вмещавших до 15 пудов. Подъем угля на поверхность на Капитальной шахте осуществлялся четырехконным воротом посредством клетей. На случай обрыва каната клети были оборудованы специальным механизмом, представлявшим из себя крючья или кулачки. Подобное устройство получило название парашюта…»
Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», 7 декабря 2016 года