Лисичанскуголь, Город
Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» предлагает вашему вниманию книгу известного исследователя истории Донбасса Владимира Подова «История города Лисичанска»,
вышедшую в издательстве «Альма-матер» Луганского национального университета им. Тараса Шевченко в 2005 году. Электронная версия издания является одним из проектов пресс-службы ПАО «Лисичанскуголь», публикуется впервые и теперь будет доступна широкому кругу читателей. Выражаю огромную благодарность работнику ПАО «Лисичанскуголь» Александру Тихонову за предоставленный оригинал издания.
«ИСТОРИЯ ГОРОДА ЛИСИЧАНСКА». ВЛАДИМИР ПОДОВ. 2005 (часть 26)
«… 8. СОЗДАНИЕ УГОЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ДОНБАССЕ. ВЫБОР ТОПЛИВНОЙ БАЗЫ – В ПОЛЬЗУ ЛИСИЧЬЕЙ БАЛКИ
Проблема создания в Донбассе угольно-металлургического комплекса была поставлена самим ходом экономического развития страны. В результате победы над Оттоманской империей в конце XIII века к России были присоединены Северное Причерноморье и Крым. Возник Черноморский флот, новые порты и военно-морские базы: Таганрог, Севастополь, Херсон, Николаев, Одесса. Все они нуждались в топливе, вооружении, металлических изделиях. Удовлетворить их спрос мог только Донбасс. Другой аспект этой проблемы был связан с укреплением обороноспособности страны. Турция не смирилась с поражением, готовила реванш. Военные деятели того времени по-разному подходили к решению этой проблемы. Понимая неизбежность столкновения с Турцией, командир Черноморского Адмиралтейства вице-адмирал Н.С.Мордвинов настаивал на немедленном перевооружении Черноморского флота чугунными карронадами системы Гаскойна. По многим параметрам карронады превосходили медные пушки. Отдавая предпочтение карронадам, Н.С. Мордвинов настаивал на небходимости ускоренного строительства пушечного завода в Донбассе. Программа, изложенная вице-адмиралом Н.С.Мордвиновым, была поддержана правительством. Весной 1794 года правительство приступило к реализации идеи строительства металлургического завода в Донбассе. Оно командировало сюда директора Александровского пушечного завода, находившегося в Петрозаводске (нынешняя Республика Карелия – прим. Александр Мазан), Карла (Чарльза) Гаскойна. В его задачу входило: осмотреть и оценить открытые в Бахмутском и Донецком уездах месторождения каменного угля и железной руды, определить их качество, а также выбрать подходящее место для строительства литейного завода с последующим составлением его плана. Генерал-губернатор Новороссии П.А.Зубов писал по этому поводу 21 июля 1794 года: «Для осмотрения железных руд и каменного угля, найденных Екатеринославского наместничества в Бахмутском уезде, для испытания доброты того и другого, для составления плана об учреждении завода, для снабжения орудиями и снарядами как флотов Черноморских, так и крепостей, в тамошнем крае лежащих, Её Императорское Величество позволить благоволила отправиться туда на три месяца господину статскому советнику и кавалеру Гасконию».
Через неделю, 27 июля того же 1794 года, Карл Гаскойн сообщал в Екатеринослав П.А.Зубову: «Сим за долг почитаю донесть Вашему высокопревосходительства, что я уже обозрел тот уезд здешней губернии, который наипаче изобилует приисками каменного угля и железных руд, и ныне отправляюсь для согласования собранных мною сведений и примечаний с тем, что еще может быть нужно знать от его превосходительства Николая Семеновича Мордвинова…»
Изучив рельеф местности, Карл Гаскойн решил строить завод в нижнем течении р.Лугани, однако на таком удалении от устья, чтобы весенние разливы Донца не нарушали действия водяных турбин. Такое место оказалось в устье р.Ольховой, впадающей в Лугань, напротив села Каменного, которое начали называть Каменным Бродом. Источником обеспечения завода железной рудой было определено Городищенское месторождение. Оставалось избрать топливную базу завода. Гаскойн уже успел осмотреть некоторые угольные месторождения, особенно те, что поближе к месту строительства нового завода и к железорудному месторождению. Теперь он отправлялся в Лисичью балку, о которой услышал еще в губернском центре Екатеринославе. От Каменного Брода, или Десятой Роты, рядом с которой было намечено строить завод, до казенного села Верхнего, или Третьей Роты, на земле которой лежало урочище Лисичья балка, было около 80 верст. От села до Лисичьей балки оставалось еще версты четыре. В двух верстах от нее Гаскойн, ехавший вверх по Донцу, увидел Аврамова в балке Ореховой, где тот с командой ломал уголь и отправлял его Черноморскому Флоту. Пласт на спуске холма к Донцу выходил на поверхность и был обнажен рабочими, как сообщал Гаскойн, на пятьдесят саженей. В 1794 году господин Аврамов добыл в Лисичьей балке 14 520 пудов угля, а в 1795 году — 20 785 пудов. Уголь был перевезен частным извозом помещика Штерича в Таганрог. Николай Аврамов показал Гаскойну месторождение, рассказал о проделенной им здесь работе и те места в Лисичьей балке, где он начал добычу угля. Вскоре, однако, шурф залило водой. И Аврамов перешел в Ореховую балку, лежавшую в двух верстах восточнее, где и застал его Гаскойн. Осмотрев в сопровождении Николая Аврамова Лисичью балку и ее окрестности, Карл Гаскойн отметил, что пологие пласты, залегавшие здесь на небольшой глубине, в силу особых геологических условий во многих местах выходили на поверхность. Это создавало благоприятные возможности для их разработки. Лучшего месторождения для добычи угля на том этапе, когда еще не было достаточных знаний, опыта, технического оснащения, невозможно было подобрать. Будто самой природой в урочище Лисичьей балки были созданы условия для начала промышленной разработки каменного угля в стране. Важным был и тот факт, что залежи угля находились на берегу реки, откуда его можно было сплавлять по воде. Гаскойн по достоинству оценил каменноугольное месторождение в Лисичьей балке. Он твердо рашил начать здесь добычу угля для Луганского литейного завода, для Черноморского флота и других потребностей…»
Продолжение следует
Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», 17 сентября 2016 года