Город, Лисичанскуголь
Пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь» предлагает вашему вниманию книгу известного исследователя истории Донбасса Владимира Подова «История города Лисичанска»,
вышедшую в издательстве «Альма-матер» Луганского национального университета им. Тараса Шевченко в 2005 году. Электронная версия издания является одним из проектов пресс-службы ПАО «Лисичанскуголь», публикуется впервые и теперь будет доступна широкому кругу читателей. Выражаю огромную благодарность работнику ПАО «Лисичанскуголь» Александру Тихонову за предоставленный оригинал издания.
«ИСТОРИЯ ГОРОДА ЛИСИЧАНСКА». ВЛАДИМИР ПОДОВ. 2005 (часть 23)
«… Версия о том, будто перевоткрывателем каменного угля в Донбассе является российский рудоискатель Григорий Капустин, документального подтверждения не нашла. Кстати, сам он четко указывал время и те места, где он брал уголь. Документы свидетельствуют, что Г.Капустин в центральном Донбассе, в Бахмутской провинции, в том числе и в том месте, где ныне расположен Лисичанск, никогда не бывал. Он побывал лишь в восточной части Донецкого бассейна, на речке Кундрючьей. Там, в Оленьих горах, в десяти верстах от казачьего городка Верхнекундрючья, да под селом Белогорье на Дону, по его словам, Капустин взял три пуда угля. Призошло это в 1723 году, спустя почти два года после того, как Н.Вепрейский и С.Чирков открыли каменноугольное месторождение в балке Скелеватой, в 25-ти верстах от г.Бахмута. Привезенный Капустиным уголь оказался низкого качества. Кузнечный мастер Марко Реэр, испытавший его в Петербурге, сообщал в Берг-коллегию: «… по пробе явилось, что от оного угля действа никакого не показалось. Только оный уголь в огне трещит и только покраснеет, а жару от него никакого нет. И как вынешь из огня, будет черно, как первый. Разве в том месте буде оное уголье брать, а копать того места глубже». (Более подробно см. об этом: В.И.Подов, «Открытие Донбасса», Луганск, 1991 г.)
В 1724 году в Петербурге была сформирована экспедиция английского угольного мастера Никсона. В нее включили и Капустина. Его задача состояла в том, чтобы показать те места, где он брал уголь. В декабре 1724 года экспедиция достигла села Белогорья на Дону. Стали обследовать указанное Капустиным место, где будто он брал уголь. Угля там не оказалось. Экспедиция приняла решение ехать прямо в Бахмут, не заезжая в Кундрючьи городки. Поскольку Капустин в Бахмутской провинции никогда не был и не мог там ничего показать, он вернулся в Петербург. На этом его деятельность рудоискателя закончилась.
В конце 1724 г. – начале 1725 г. экспедиция угольного мастера Никсона побывала в балке Скелеватой и на речке Беленькая, ныне Белая, првом притоке Лугани. Никсон подтвердил факт открытия Н.Вепрейским и С.Чирковым каменного угля (ЦГАДА, ф.Берг-коллегии, д.629, лл.445-446).
На международной научной конференции, посвященной 280-летию открытия каменного угля в Донецком бассейне, организованной Луганским государственным педагогическим университетом, Луганским региональным научно-исследовательским центром по проблемам истории Донбасса и Союзом краеведов Луганщины, которая состоялась 13-14 декабря 2001 года, так оценивалось это событие: «Відкриття М.Вепрейським та С.Чирковим кам’яного вугілля було важливою передумовою промислового розвитку Донецького басейну та інших регіонів, сприяло прискоренню розвитку виробничих сил, руху країни на шляху прогресу» («Доповіді та повідомлення», Луганськ, 2002, стор.231).
Открытие Н.Вепрейским и С.Чирковым каменного угля в Донбассе – великий подвиг. Сами они вряд ли осознавали это. Для них, людей деятельных, движимых хозяйственными заботами, это была обычная, хотя и увлекательная работа. С позиций же потомков открытие каменного угля в Донбассе было одним из знаменательных событий в истории края. Оно стало важной предпосылкой промышленного развития Донецкого бассейна и других регионов, способствовала движению страны по пути прогресса.
Уголь нашли. Но развернуть широкую его добычу не пришлось. Помешали набеги крымских татар и ногайцев, русско-турецкие войны. Да и незаселенность края сказывалась. А тут еще то язва моровая вспыхнет, то холера с Крыма или из Турции перекинется. Так что и те работные люди, которых присылала в Бахмут казна, разбежались. Лишь в стороковых годах XVIII столетия солевары снова взялись за поиск угля. А в 1764 году даже провели первый опыт вываривания соли на каменном угле. И снова угольную проблему надолго оставили: новые русско-турецкие войны начались. Только когда ликвидировали Крымское ханство, разгромили турецкие войска и освободили Северное Причерноморье, опять вернулись к поискам каменного угля…»
Продолжение следует
Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», 25 июня 2016 года