«Спортивный Донбасс». Футбол
«Спортивный Донбасс» пытается в эти последние перед Евро дни успеть как можно ближе познакомить своих читателей с участниками предстоящего европейского чемпионата.
Вам уже представлены стадионы «Ста-де-Франс» в Сен-Дени, где 10 июня состоится стартовый матч Евро-2016 Франция-Румыния и стадион «Пьер Моруа» в Вильнев-д-Аск, где 12 июня стартуют чемпионы мира из Германии и сборная Украины. На сей раз вас приглашает стадион «Феликс Боллар» в Лансе, где 11 июня в 16.00 состоится матч №2 ЧЕ-2016 Швейцария-Албания. Версия издания «Футбол» от его главреда Артема Франкова.
«Дата рождения: по преданию, в 1245 году местный сеньор Готье де Эсташ заложил на месте будущего города монастырь тринитариев – то есть для ордена Пресвятой троицы. Некие поселения вроде Ленны предположительно существовали тут гораздо раньше.
Население: 33 тысячи
Открыт: 18 июня 1933 года
Архитектор: Гюстав Спре
Свежая реконструкция: 01.2014 – 12.2015
Стоимость реконструкции: 70 млн. евро.
Вместимость: 38 223
Официальное название: «Боллар-Делелис» — не только в честь директора шахтерской компании Ланса Феликса Боллара, преставившегося через три года после открытия стадиона в 1933-м, но и в честь мэра города Андре Делелиса, министра в правительстве – внимание!!! – Пьера Моруа. Решение о добавлении Делелиса в названии было принято 29.09.2012
Клуб: «Ланс»
Матчи Евро: 4. Три – в группе и 1/8.
Ну, здравствуй, прекрасно знакомый нам по 1998 году шахтерский городок! Как правило, восхищающий нашего болельщика своим стадионом, чья вместимость существенно превышает население самого Ланса. Ничего, там даже из Бельгии ехать – всего ничего, если, конечно, не влезть в пробку или колонну мусоровозов, как это случилось некогда с автобусом, полным украинских журналистов… Местная история достаточно туманна, о чем свидетельствуют, помимо всего прочего, вялые споры о происхождении названия города. В свое время побеждала мощная версия, что тут стояла римская крепость, названная в честь Лентула, одного из не менее чем консулов, но это – не более чем сотрясение воздуха. Потом отыскали монеты меровингской эпохи, на которых фигурировала некая крепость Ленна… В общем, тема диссертабельная. Для большей близости к реальности перенесемся в более светлое средневековье и отметим, что в 1526 году данная местность угодила под власть испанской короны и стала частью Испанских же Нидерландов. Однако 20 августа 1648 года грянула битва под Лансом. В ней сошлись французская армия под командованием принца Конде и испанская – эрцгерцога Леопольда. Итогом стало сокрушительное поражение испанцев, которое положило конец Тринадцатилетней войне, едва не опустошившей всю Центральную Европу, а заодно и 80-летней войне Испании с ее Соединенными провинциями, отныне ставшими независимыми Нидерландами. Подлинная историческая картина, конечно, сложнее, но в данной статье сойдет и так. Еще более крохотный бельгийский Ланс оспаривает у французского Ланса честь быть местом столь значимого сражения, но мы ему не поверим. Следующий этап важен уже в экономическом плане – в 1849 году возле Ланса нашли уголь, и с тех пор он стал именоваться шахтерским городом. Дальше… Две германские оккупации, геноцид евреев (всех местных евреев в количестве 528 человек – в том числе 123 женщины и 288 детей – вывезли в газовые камеры Освенцима) под одобрительное молчание французов, недовольных потоком мигрантов, полное прекращение добычи угля к 1990 году (уже не шахтерский!), один из городов футбольной славы киевского «Динамо» (9 декабря 1998-го, на 6-й минуте Любош Михел удаляет капитана «Ланса» Фредерика Дею за фол последней надежды на Андрее Шевченко, итого – 3:1 в нашу пользу и четвертьфинал ЛЧ!), один из беднейших городов Франции с высоким уровнем безработицы (свыше 15%) и низким уровнем доходов (чуть выше 10 тыс. евро в год на лицо). В конце 20-х шахты в Лансе процветали, а местная футбольная команда усилилась за счет приехавших из Польши и стала подниматься во французской иерархии. Необходимость строительства вменяемого стадиона на смену использовавшимся полянам назрела и принесла плоды в 1933-м. Любопытно, что стадион, будущий «Боллар», активно возводили безработные – заодно и подзаработали. А четыре года спустя «Ланс» впервые поднялся в первый французский дивизион!
В 1954 году установили электрическое освещение, и все бы ничего, да с начала 60-х завалилась угольная промышленность – добыча угля перестала быть рентабельной. В 76-м «Компания шахт Ланса» за один франк передала стадион городу, потому что была уже не в состоянии его содержать. Муниципалитет провел кое-какие работы по укреплению откровенно разваливающегося «Боллара» и даже открыл новую трибуну «Анри Траннен» (Запад, в честь бывшего голкипера «Ланса») на 12 000 болельщиков. К выходу «Ланса» в еврокубки подоспела еще и Северная трибуна «Тони Марек-Ксеркс Луи» (оба – легендарные игроки «Ланса», австриец Антон Марек уже тренировал команду в 1953-56 гг., а Луи еще играл, эти трибуны, которые старые фанаты не разделяют, своего рода «Коп» «Боллара»). Когда же город и стадион заполучили два матча Евро-84, «Боллар-Делелис» приобрел современный облик – с трибунами «Эли Делакур» (Юг, в честь главы клуба болельщиков, умершего в 79-м!) и «Макс Лепаньё» (Восток, секретарь клуба в 1929-35 гг.). Именно в такой конфигурации «Боллар» добился рекорда посещаемости – 48 192 человека на матче с «Марселем» в 1992 году.
Чемпионат мира-1998 тоже удалось использовать в мирных целях, и стадион встал на очередную глубокую реконструкцию. Стоячие места (последней «террасой» был сектор на «Мареке») исчезли, хотя часть болельщиков и по сей день проводит весь матч на ногах. Шесть матчей, в ходе которых не повторилась ни одна команда-участница, а кульминацией стал поединок 1/8 финала, в котором Франция вырвала победу у Парагвая в дополнительное время (Блан!), отобрали добросовестно. С начала третьего тысячелетия по мере наличия средств проводились кое-какие работы, ну а новый глобальный толчок они получили в честь избрания Франции хозяйкой Евро. Случилось это в 2010 году, и поначалу аппетит разыгрался не на шутку – под реконструкцию за счет грантов и кредитов запланировали 111 млн. евро. Однако выяснили, что на бумаге действительно выглядит глаже – пришлось скостить до 70-ти и от некоторых финтифлюшек и плюшек отказаться – в частности, от удлинения крыши с целью полной защиты болельщиков от непогоды и вообще полного накрытия трибун. Более того, был момент, когда стоял вопрос об исключениии «Боллара» из числа принимающих Евро стадионов! Выручил знакомый нам банк «Креди Агриколь», прикупивший по случаю «Ланс», однако планируемая вместимость все равно составил примерно 38 тысяч вместо 44-х, на которые замахивались ранее. Одна из загадок – как Лансу, прямо скажем, ничуть не выдающемуся во всех планах городу, с отнюдь не блещущим стадионом и ни разу не великим клубом, удалось поучаствовать во всех трех крупнейших футбольных турнирах? Наверное, просто нужно уметь».
Александр Мазан, 8 июня 2016 года