Просмотры 51

«ДОНБАСС. ГОД 1943» (часть 28)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«Лисичанскуголь»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 73)

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» из фондов собственной библиотеки представляет электронную версию книги «Донбасс.1943-й», в которой опубликованы воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Эти события происходили ровно 75 лет назад в наших краях и, несмотря на известную идеологическую направленность тех времен и времен публикации книги, представляют огромный интерес для широкого круга читателей.

Воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Составитель – Георгий Тепляков. Донецк. Издательство «Донбасс». 1980 год…

(начало – в предыдущих выпусках)

 

«ВОЗДУШНЫЕ СНАЙПЕРЫ» (часть 3)

Иван Ильич БАБАК, майор в отставке, Герой Советского Союза, родился в 1919 году в с.Алексеевка Днепропетровской области, в 1940 году призван в Красную Армию, после окончания в мае 1942 года Сталинградского (Волгоградского) военного летного училища в составе 9-й Мариупольско-Берлинской гвардейской истребительной авиационной дивизии освобождал Донбасс. Живет в Полтаве (на момент выхода книги – прим. Александр Мазан).

 

(начало – в предыдущих выпусках)

… Незадолго от освобождения Мариуполя мы с Гучеком вылетели на разведку. Когда возвращались на аэродром, спустились низко и с бреющего полета севернее Мариуполя заметили движение поездов в сторону Волновахи.

После приземления я доложил командованию о результатах разведки и высказал предположение: видимо, гитлеровцы бегут из города и вывозят награбленное имущество. И тут же обратился к командиру полка с просьбой разрешить вылететь на штурмовку этих эшелонов. Мы пошли с Гучеком в столовую на завтрак, вовсе не предполагая, что буквально через несколько минут из штаба дивизии поступит «добро» на выполнение этого задания.

Первыми полетели мы четверкой: Дмитрий Глинка в паре с Григорием Дольниковым и я в паре с Петром Гучеком. Как и тогда, в предыдущем полете, мы увидели, что железная дорога на Волновахском направлении снова забита эшелонами. Производим маневр и, пикируя с небольшим углом, бьем прицельно из пушек и пулеметов.

— Смотри, Бабак, как красиво улеглись фрицы в кювете! – слышал я по радио знакомый голос Дмитрия Глинки. – Давай-ка покрестим их. – И он снова зашел в пике. За ним пикирую я, прошиваю выемку и насыпь вдоль полотна пулеметной очередью.

А возле одного из эшелонов увидели большую группу юношей и девушек, которые стояли у самых вагонов и махали кепками, платками, руками, приветствуя нас. Они не разбегались даже тогда, когда мы давали короткие очереди по прячущимся фашистам, проносясь над самыми крышами вагонов…

В дни, когда развернулось наступление Южного фронта, летчики нашей дивизии выполняли самые разнообразные боевые задания: прикрывали наземные войска, чаще всего кавалерийский корпус генерала Н.Я.Кириченко, вылетали на штурмовки железнодорожных эшелонов и отступающих колонн фашистов по шоссейным дорогам , вели свободную «охоту». И теперь истребители не «висели», как бывало раньше, на хвостах своих бомбардировщиков, осуществляющих налеты на железнодорожные станции и узлы Харцызск, Иловайск, Макеевку, Ясиноватую, Сталино (теперешний Донецк – прим. Александр Мазан). Мы стали хозяевами неба, господствовали в воздухе, в корне изменился и характер нашей боевой работы…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь», 18 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *