Просмотры 146

«ДОНБАСС. ГОД 1943» (часть 21)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«Лисичанскуголь»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 46)

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» из фондов собственной библиотеки представляет электронную версию книги «Донбасс.1943-й», в которой опубликованы воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Эти события происходили ровно 75 лет назад в наших краях и, несмотря на известную идеологическую направленность тех времен и времен публикации книги, представляют огромный интерес для широкого круга читателей.

Воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Составитель – Георгий Тепляков. Донецк. Издательство «Донбасс». 1980 год.

 

«АТАКИ С ВОЗДУХА» (часть 2)

Муса Гайсинович Гареев, полковник в отставке, дважды Герой Советского Союза. Родился в 1922 году в деревне Илякшиды Илишевского района Республики Башкортостан России в семье бедного крестьянина. Воевал в составе 76-го штурмового авиаполка 1-й гвардейской авиационной дивизии 8-й воздушной армии. За годы Второй мировой войны совершил 250 боевых вылетов. На момент написания книги проживал в Уфе Республики Башкортостан России.

 

…Днем мы штурмовали передний край обороны противника и его ближайшие тылы, а по вечерам, собравшись у командного пункта, обменивались новостями. Новости были хорошие: Курская дуга устояла, выдержала бешеный натиск бронированных фашистских армий, а потом «разогнулась» и так ударила по врагу, что от того лишь дым пошел. Ни «тигры», ни «пантеры», ни «фердинанды» ему не помогли.

В эти дни фашисты повадились бомбить станцию Должанскую. Днем в воздухе господствовали мы, поэтому гитлеровцы вылетали в сумерки. Причем, господствовали одиночными самолетами и всегда в одно и то же время.

Самолет командира 1-й эскадрильи капитана Безуглова поднялся в воздух еще до наступления темноты. Вражеский бомбардировщик появился в то же время, что и вчера. Мы затаили дыхание: ну, сейчас что-то будет! Самолет капитана закружил над станцией. Вскоре показался еще один бомбардировщик противника. Безуглов заметил его и соколом упал на врага с высоты. Удар нашего штурмовика был неотразим. В темном небе хорошо было видно, как короткие пушечные и пулеметные трассы, словно огненные ножи, вонзились в фашистский самолет. Прочертив небо огромной дымящей кометой, бомбардировщик упал в нескольких километрах от станции. А Безуглов спокойно пошел на посадку. После этого гитлеровцы оставили станцию в покое и больше не появлялись над нашей станцией.

Капитан Безуглов всегда поражал нас своей храбростью. Казалось, он никого и ничего не боится и всегда живет лишь одной мыслью: поскорее в бой. В тот вечер, когда состоялся его поединок, он был тих и задумчив. Мы сидели рядом. Чтобы как-то рассеять его невеселое настроение, я стал расспрашивать его о ночных полетах.

— А не страшно было лететь? Самолет-то для ночных полетов не оборудован…

— Страшно бывает тому, кто боится смерти, — глухо ответил капитан. Некоторое время помолчав, он тихо сказал:

— Когда я уходил на фронт, жена на прощанье сказала: «Умоляю тебя, только не давайся живым. Лучше смерть, чем плен». Не знаю, почему, но ее слова не дают мне покоя… Живым я им, конечно, не дамся. Никогда! Только бы, если подобьют, не потерять сознание. Чтобы биться до конца. Чтобы умереть в бою.

Я слушал и в душе завидовал ему: мне таких слов не говорили.

В темном августовском небе крупно блестели звезды. С полей веяло свежестью и созревшими хлебами. И опять на миг почудилось, что в мире царят тишина и спокойствие, что война осталась где-то далеко-далеко и что впереди у каждого из нас целая вечность.

А вскоре капитана Безуглова не стало. Вот как это случилось. «Миус-фронт» клокотал. Наземные войска в трудных, ожесточенных боях упорно взламывали укрепления врага, а мы, штурмовики, помогали им в этом с воздуха. Обозленный поражением под Курском, противник цеплялся за каждую траншею, за каждый окоп и оказывал сильное сопротивление. Бои гремели днем и ночью. Мы помогали пехоте: штурмовали передний край врага, подавляли артиллерийские и минометные батареи, узлы сопротивления, срывали переброску резерва. Эскадрилья капитана Безуглова вылетела первой. Подойдя к району цели, летчики замкнули круг и начали штурмовку гитлеровского опорного пункта. Все шло хорошо, но вдруг самолет командира эскадрилья вздрогнул: в него угодил зенитный снаряд. Мотор замолчал. Машина вышла из круга и пошла на снижение. Ведомый Безуглова лейтенант Василий Копылов сопровождал командира до самой земли. Когда машина капитана приземлилась «на живот», он сделал над ней круг и тоже пошел на посадку. Посадил самолет удачно и стал подруливать к подбитой машине командира, Безуглов и его стрелок поняли рисковый маневр Копылова, выскочили из самолета и побежали ему навстречу. Вскоре штурмовик лейтенанта с двумя экипажами на борту развернулся для взлета и стал набирать скорость. Однако подняться ему не удалось – не хватило нескольких секунд. Стоявшее неподалеку фашистское противотанковое орудие выстрелило в упор и машина остановилась. Ранило Копылова. Но, и в этой обстановке Безуглов не растерялся. Видя, что к самолету слетаются гитлеровцы, он приказал раненому лейтенанту отползти в кукурузное поле, которое подходило к самому самолету, а сам с воздушными стрелками решил дать бой гитлеровцам. Завязалась перестрелка. Весь свой огонь фашисты сосредоточили на кабине стрелка. Летчика они, видимо, решили взять живым. Когда пулемет замолчал – стрелкИ были убиты, кончились и боеприпасы, — капитан Безуглов вышел на крыло самолета и стал ждать, когда гитлеровцы окружат его. И вот фашисты подошли почти вплотную к самолету. Безуглов поднял пистолет. Шесть гитлеровцев нашли свою гибель рядом с безмолвным советским штурмовиком, который до конца защищал отважный капитан. Последняя пуля пробила его горячее сердце…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса», 11 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *