Просмотры 125

«ДОНБАСС. ГОД 1943» (часть 20)

«История и краеведение Донбасса»

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса»

«Лисичанскуголь»

«ЛИСИЧАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОНБАССА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ (выпуск 43)

«Лисичанский музей истории горного дела Донбасса» ПАО «Лисичанскуголь» из фондов собственной библиотеки представляет электронную версию книги «Донбасс.1943-й», в которой опубликованы воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Эти события происходили ровно 75 лет назад в наших краях и, несмотря на известную идеологическую направленность тех времен и времен публикации книги, представляют огромный интерес для широкого круга читателей.

Воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Второй мировой войны. Составитель – Георгий Тепляков. Донецк. Издательство «Донбасс». 1980 год.

 

«АТАКИ С ВОЗДУХА» (часть 1)

Муса Гайсинович Гареев, полковник в отставке, дважды Герой Советского Союза. Родился в 1922 году в деревне Илякшиды Илишевского района Республики Башкортостан России в семье бедного крестьянина. Воевал в составе 76-го штурмового авиаполка 1-й гвардейской авиационной дивизии 8-й воздушной армии. За годы Второй мировой войны совершил 250 боевых вылетов. На момент написания книги проживал в Уфе Республики Башкортостан России.

 

«В конце мая 1943 года мы, летчики 76-го гвардейского штурмового авиационного полка, действовали на коммуникациях врага, бомбили железные и автомобильные дороги, по которым выдвигались в район реки Миус гитлеровские танки, артиллерия и пехота, всячески мешали оборонительным работам противника. В один из дней разведка донесла, что по железной дороге движется большой эшелон с военной техникой. На штурмовку этого объекта и повел нас капитан Буданов. Над железнодорожным составом эскадрилья появилась неожиданно. В это время он как раз подходил к станции, и это очень серьезно осложнило наше положение, потому что по самолетам стали бить не только зенитки, установленные на платформах эшелона, но и несколько батарей, прикрывающих станцию. Капитан Буданов не растерялся. Быстро оценив обстановку, он приказал мне по радио:

— «Сокол» шесть-семнадцать», подавите батареи противника, а мы идем на эшелон.

— Понял вас, «Сокол» шесть-десять»! – крикнул я в ответ и тут же направил свою машину на ближайшую батарею. За мной устремилось и звено. Через несколько минут все внизу затянулось дымом. Батарея врага замолчала. Но, оставались еще две! Они буквально захлебывались огнем, мешая нашим штурмовикам накрыть эшелон. И снова я веду свою машину в бой. Пока не пошел в пике, успеваю подумать: «Хватит ли у нас боеприпасов, чтобы подавить обе батареи?» А держать их под огнем нужно как можно дольше, чтобы дать возможность командиру эскадрильи выполнить задание и отойти от станции. Как быть? Решение приходит мгновенно. Нужно разделить цели и делать боевые заходы, чередуя их с холостыми. Отдаю по радио необходимые приказы и, убедившись, что меня поняли правильно, начинаю штурмовку. Когда от железнодорожного эшелона остались одни горящие обломки, капитан Буданов повел эскадрилью на аэродром. Мне он сказал:

— Спасибо, «Сокол» шесть-семнадцать». Славно прикрыли. Передаю всем твоим экипажам благодарность.

Голос у командира был хоть и усталый, но довольный. Забыв ответить ему так, как это предусмотрено уставом, кричу своему стрелку Саше Кирьянову:

— Слышишь, Сашок, это нам. Доволен командир нашей работой!

Эскадрилья потерь не имела, хотя многие машины получили повреждения. Зато противник лишился огромного эшелона с техникой. Вдруг я услышал голос стрелка:

— Товарищ командир, внизу два самолета!

Смотрю – верно. С крестами. Уже заходят в хвост командиру эскадрильи. А истребители прикрытия – высоко. Не успевают! Выхода нет – нужно спасать командира. Быстро прибавив газ, я пошел вниз. Теперь дело решают секунды. На моей стороне – высота, которая прибавляет мне скорость и внезапность. Только бы фашист не опередил меня! Только бы успеть! Каждая секунда неумолимо  сближает машину с гитлеровскими истребителями. Когда до ведущего «Мессершмитта» остается не больше ста метров, открываю огонь из всех пушек и пулеметов. «Мессер» словно натыкается на каменную преграду, вздрагивает всем своим хищным телом и отваливает в сторону. А со вторым самолетом расправились подоспевшие наши истребители…

 

(продолжение следует)

 

Александр Мазан, специалист «Лисичанского музея истории горного дела Донбасса», 10 октября 2018 года

Запись опубликована в рубрике х История и краеведение Донбасса х, х Лисичанскуголь х. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *