Пресс-служба уже сообщала о том, что отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации (ППО) Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП) Украины «Шахты им. Дмитрия Мельникова» избрала новым председателем профкома Виктора Сиомика. Чтобы больше узнать об этом известном в «Лисичанскугле» специалисте, предлагаю вашему вниманию очерк о Викторе Викторовиче из книги «Лисичанскуголь: уголь и люди» (2011), которая является частью коллекции «Музея истории горного дела Украины» ПАО «Лисичанскуголь». Стилистика оригинала сохранена.
«ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ СИОМИК. ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
После реконструкции 80-х годов предприятие («Шахта им. Дмитрия Мельникова» — прим. Александр Мазан) добивалось больших успехов три года подряд, добывая по миллиону тонн при проектной мощности 600 тысяч тонн. Было налаженное снабжение, поставки оборудования, сильные коллективы ИТР, начальники участков, бригадиров, звеньевых. Но и сегодня коллектив остается таковым: бригадиры добычных участков Н.И.Черненко, П.К.Коломиец, П.В.Буряк, руководители проходческих бригад Н.П.Лобода, В.И.Рыжко, Г.И.Чередниченко. В те времена только проходческих бригад было 14, и все выполняли план. Мы не привлекали ШСУ, все капработы выполняли участком ОКР (отдел капитальных работ), которым руководил Антон Пахомович Коломиец (все ласково называли его «дедушка»). Мой отец, Виктор Петрович, после войны с 1946 года по 1978 годы заместителем директора по учебной работы Лисичанского горного техникума. Разумеется, преподавал. Поэтому разговоры о шахтном деле у нас в семье велись постоянно, на устах всегда были горные термины, обсуждались угольные проблемы и т.д. Когда я служил в армии, Зиновий Львович Раскин, главный инженер шахты, отправил меня на проходческий участок горным мастером (на добычных не было мест). Кстати, Раскин – мой наставник, был директором шахты. С ним можно было бесконечно говорить на любые производственные и жизненные темы. Он знал всю шахту и, наверное, не заблудился бы в ней даже с завязанными глазами. Вскоре я стал начальником участка.
В 1988 году на «Шахте им. Дмитрия Мельникова» директором был Геннадий Самвелович Чобанян. Меня вызвали на собрание совета трудового коллектива, где председательствовал Николай Антонович Безпальчук, и предложили мою кандидатуру на должность главного инженера. В 1989 году директором стал Александр Евгеньевич Кирьяков. Это был замечательный руководитель. За время нашей совместной работы у нас не произошло ни единого конфликта. Вопросы решали вместе и даже при серьезных разногласиях умели находить компромиссные решения. Поработав некоторое время директором «Шахты «Черноморка», я вернулся на свою шахту. Приняли заместителем начальника участка НДР. В то время на шахте организовали участок по строительству нового горизонта 885. Там работала частная фирма из Антрацита, выигравшая тендер. Я перешел туда начальником участка. Мы вскрыли три уклона, завязали проветривание, транспорт, водоотливы. Два года назад, когда директором был назначен Виктор Владимирович Шатковский, мне вновь предложили должность главного инженера. Признаюсь, работать тяжело, показатели по проходке снизились. Есть проблемы кадрового порядка, серьезно хромает снабжение. В течение предыдущих 2,5 лет мы не получали ни одного комплекта арочной крепи, нам приходилось вскрывать старые выработки и доставать металл оттуда. Как могли, выходили из положения вместе с главным маркшейдером В.А.Григоренко, который практически 40 лет проработал на этой шахте и знает каждый сантиметр. Сегодня обещают новый проходческий комбайн, телескопические конвейеры. Теперь надо в быстром темпе готовить лаву по L2, которая должна была быть введена еще в декабре. У нас образуется разрыв примерно в полгода. Перспективы есть: северное крыло, горизонт 885 еще не тронутый, там можно будет готовить лавы по пластам L4 и L2. Решено готовить лаву в следующем году по пласту L6. Это хорошие пласты, низкозольные, но маломощные (0,9 — 1 м). При той технике, которая сегодня используется, можно отрабатывать эти пласты с нагрузкой 800 – 1 000 тонн.
Приезжала к нам китайская делегация. Они хотели инвестировать средства в три шахты Донбасса, и наша попала в этот проект. Рассматривали мы предлагаемое нам китайское оборудование, которое не уступает нашему. Но надо учесть, что все это на бумаге. Мы составили инвестиционные проекты и передали китайцам. Пока тишина. Видимо, что-то не срослось в верхах. А ведь дай нам оборудование – мы сработали бы на уровне советских времен. Сегодня коллектив обновился, многих уже нет. Выделю главного механика Леонида Павловича Алексеева. Это специалист, который каждый механизм и болтик пропустил через свои руки. Главный энергетик Александр Васильевич Сталинской тоже прошел путь от электрослесаря до специалиста высокого профиля. Заместитель директора по производству В.Г.Стасюк – настоящий профессионал, не упускающий ни одну из мелочей. Борис Иванович Бунчук, начальник ВТБ, очень многому научил меня. Молчаливый по натуре человек, он, когда видел, что кого-то интересует вопрос, связанный с производством, просто менялся на глазах и обо всем очень подробно и доходчиво рассказывал. Когда меня перевели на «Черноморку», его сын принял должность главного инженера здесь, на «Шахте им. Дмитрия Мельникова». Работал замечательно. Геннадий Самвелович Чобанян был очень требовательным, и именно при нем шахта была доведена до идеальной чистоты и порядка. Как под землей, так и на поверхности. Александр Евгеньевич Кирьяков был принципиальным руководителем, с которым мы решали все вопросы. Григорий Гаврилович Подгородецкий проработал на шахте очень долго: начальником участка ВШТ №2, потом главным технологом шахты. Одессит. Очень грамотный человек. Николай Артемович Горьковец, главный механик шахты, и Владимир Артемович, его брат, начальник участка малой механизации, были исключительно добросовестными работниками с деловой хваткой, талантом изобретателей, сделали много различных приспособлений для шахты. Георгий Дулин, механик, начальник участка по ремонту забойного оборудования – человек, который мог любой добычной комбайн разобрать и собрать с закрытыми глазами. Всех наставников и учителей просто не перечислишь. В моей повседневной деятельности техническая часть привлекает меня больше, чем руководящая. Интересно работать, находить решения. Меня всегда тянуло к углю, и я никогда не жалел о выбранном поприще».
Александр Мазан, пресс-служба ПАО «Лисичанскуголь», по материалам книги «Лисичанскуголь: люди и уголь», 18 февраля 2017 года